Русская икорная мафия в Америке

   
   

ТЕПЕРЬ уже никто не узнает, зачем, отправляясь в Майами, где любой фрукт стоит копейки, Инга Солдатенко взяла с собой дыню. Но именно с нее потянулась цепь событий, которые привели 28-летнюю россиянку и двух ее спутников - Михаила Ляхова и Михаила Ковтуна - в тюрьму.

23 АВГУСТА 2001 года они прилетели в Майами из Москвы через Цюрих. Все трое указали в декларации, что не имеют продуктов, запрещенных к ввозу в США.

"Вредная" Глинка

В АЭРОПОРТУ их встретила коротконогая служебная собачонка Глинка, натасканная на еду. Обнюхав багаж, она сделала стойку на сумку, откуда шел дынный запах. Инспектор минсельхоза обнаружила в сумке дыню, а также два десятка стеклянных банок красной икры и два бочоночка копченой рыбки. Глинка вошла во вкус и начала лизать чемодан Ляхова. Вскрытие показало, что в багаже обоих россиян было в общей сложности 84 полукилограммовых банки черной икры и пластиковый пакет с еще тремя килограммами этого деликатеса. Икорный рассол просочился наружу и пропитал подкладку ляховского чемодана, насторожив бдительную Глинку. Если бы не дыня и неряшливая упаковка, путешественников никто бы не тронул.

Судя по числам на билете, Солдатенко прилетела в Майами всего на три дня, хотя у нее нашли список местных стриптиз-клубов и предположили, что она планировала задержаться и подзаработать танцами. Кроме дыни, рыбы и икры при ней были лишь купальник и брюки.

Ляхов, который был уже крепко выпивши, вез с собой только туалетные принадлежности и несколько бутылок водки. У Ковтуна багаж был более солидным: дипломат с магнитофоном, мобильник, альбом русских икон и пачка документов.

Поскольку ему не надо было ждать багаж, он вышел из таможни по зеленому коридору и наблюдал за обыском своих попутчиков со стороны. Видя, что их собираются задержать, он предъявил разрешение на провоз икры. Оно, впрочем, было уже использовано и не годилось.

Троицу допросили, остались неудовлетворены и отправили в тюрьму, где они сделались предметом веселого любопытства других арестантов.

В Майами сидят за контрабанду тонн кокаина, и дело о провозе рыбьих яиц потрясло даже охрану, которая шипела, что государство тратит деньги черт знает на что. Русских узников прозвали в тюрьме "икорными бандитами" и острили, что власти скоро запретят есть икру ближе чем в 100 метрах от храмов. Но прокуратура завела уголовное дело.

Дело в том, что 22 октября этого года власти США запретили ввоз белужьей икры. Но в день ареста россиян еще действовали старые правила, введенные в апреле 1998 г.: черную икру всех сортов можно было ввозить сколько угодно, при наличии официального разрешения страны, из которой ее вывезли. Цель запрета - охрана осетровых Каспия, которые находятся на грани вымирания в результате хищнической добычи. Как обычно бывает, осложнив провоз товара, власти подняли его цену, и контрабанда черной икры сделалась почти столь же прибыльной, сколь провоз наркотиков.

Немудрено, что только в Майами за последние полтора года по икорным делам было осуждено как минимум 9 человек.

Не далее как 6 ноября в том же федеральном суде, в котором слушалось дело Солдатенко, Ляхова и Ковтуна, был приговорен к 3 годам и 5 месяцам тюрьмы россиянин Виктор Цимбал, правдами и неправдами ввезший в 1999 г. в США больше икры, чем вся годичная экспортная квота России.

В июле прошлого года в Нью-Йорке был приговорен к 2 годам и 3 месяцам тюрьмы Григорий Удовенко, осужденный за попытку провоза замаскированной под воблу икры на 2,5 млн. долл. В феврале прошлого года в Гринбелте (штат Мэриленд) на 10,4 млн. долл. была оштрафована за контрабанду икры компания U. S. Caviar&Caviar, а трое ее руководителей сели в тюрьму на срок от 1,5 месяцев до трех лет.

Стойкий Ковтун

ВЫЯСНИЛОСЬ, что в декабре 1999 г. Ковтуна уже задерживали в нью-йоркском аэропорту им. Кеннеди за попытку провоза 6 банок черной икры. Он заявил тогда, что везет ее в подарок знакомым, сослался на незнание американских ограничений, и его отпустили, конфисковав товар. Обнаружив также, что авиабилеты Солдатенко и Ляхову купил по своей кредитной карточке "Виза" именно Ковтун, прокуратура решила, что он является главарем шайки контрабандистов.

Ковтун попросил Солдатенко, которая не раз сопровождала его в прошлом в заграничные вояжи, помочь ему провезти икру в США, а его старый знакомый Ляхов напросился слетать с ними на халяву в Майами и так оказался в той же тюрьме, что и они. Предоставленные Ляхову и Солдатенко бесплатные адвокаты быстро объяснили обвиняемым, что дело швах: их взяли с поличным.

Осознав это плачевное обстоятельство, Ляхов признал себя виновным и получил полгода тюрьмы плюс стандартные три года условно. Он также должен был внести 100 долл. на судебные издержки, хотя его дело к тому времени стоило властям десятки тысяч. Его примеру последовала Солдатенко, приговоренная к уже отбытому сроку.

Ковтун, однако, держался до конца. Его первый процесс провалился: его адвокат так запудрил присяжным мозги, что они не смогли прийти тогда к единогласному мнению.

На том первом процессе Ковтун заявил, что не имел понятия, что его спутники везут с собой икру, и узнал об этом одновременно с таможенниками. Он действительно вынул просроченное разрешение на провоз икры, но не собирался предъявлять его в таможне: он просто хотел объяснить Ляхову, какую справку у него требуют, и показал ему, как выглядит этот документ, благо он был у него с собой.

Однако прокуратура не собиралась поднимать лапки кверху, и в начале ноября Ковтуна судили вторично. Как правило, власти выигрывают повторные суды, потому что уже знают все уловки защиты, и она больше не может застать их врасплох. Так вышло и сейчас: суд над Ковтуном начался в понедельник, а уже утром в среду присяжные признали его виновным. Приговор ему будет вынесен 30 января.

Смотрите также: