Чечня: идет охота на Басаева и Хаттаба

   
   

КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ операция вошла в завершающую стадию. Такие слова можно часто услышать в пригороде Грозного Ханкале, где располагается штаб российских войск в Чечне.

"ЕСЛИ убить суку, вся свора разбежится", - гласит чеченская пословица. Сегодня все российские спецслужбы, все войска специального назначения заняты поиском двух человек, уничтожение или пленение которых должно привести к окончанию многолетней войны в Чечне. Имена их давно известны в России любому школьнику. Это Хаттаб и Басаев.

Поиск и поимка государственных преступников - в компетенции Федеральной службы безопасности, поэтому общее руководство осуществляет директор ФСБ Николай Патрушев. Говорят, что командующему армейской группировкой в Чечне генерал-лейтенанту Баранову в случае успеха обещана третья звезда на погоны и назначение командующим Московским военным округом.

От Шамиля до Шамиля

ЧЕСТНО говоря, поначалу мы усомнились в том, что уничтожение пусть даже самых главных лидеров боевиков приведет к завершению операции. Однако люди, непосредственно занятые поимкой Басаева и Хаттаба, убеждая нас, ссылались на опыт исторический и современный.

Исторический опыт говорит, что после пленения имама Шамиля в 1859 г. Кавказская война постепенно закончилась сама собой. Практика нынешней войны также показывает, что группировки боевиков в большинстве случаев рассеиваются и возвращаются к мирной жизни после уничтожения или пленения их командиров.

В Чечне все смертельно устали воевать, но долг кавказской чести не позволяет боевикам бросить своего командира, за которым они когда-то пошли и с которым часто бывают повязаны кровью. Тем не менее российские спецслужбы, работающие в Чечне, постепенно создали там достаточно эффективную агентурную сеть, в которую рано или поздно попадутся все полевые командиры. Ненависть ко многим из них достаточно велика. Но то же чувство чести, как говорят, заставляет чеченцев, работающих на федералов, соблюдать определенный нейтралитет. Говоря откровенно, в такой сдержанности дружелюбно настроенных к нам чеченцев виноваты сами федералы. У многих бывших сотрудников местного ФСБ, органов милиции и местной администрации возникло ощущение, что Россия их предала, когда были подписаны Хасавюртовские соглашения, отдавшие этих людей на милость ваххабитов. Не предаст ли нас Россия еще раз, снова уйдя из Чечни? - задают они вопрос и на всякий случай стараются вести себя предельно осторожно.

Вот почему часто, слишком часто российские разведчики врываются на базы боевиков, откуда Хаттаб ушел всего час-два назад и где находят еще теплый чай и лепешки.

Рубли и доллары

ЕЩЕ одна очень важная причина, почему Басаева и Хаттаба обязательно нужно поймать или уничтожить, состоит в том, что именно под этих людей зарубежные исламские фонды выделяют деньги. Не станет их - и денежный поток иссякнет, война закончится сама собой.

Перед финансовыми потоками, текущими из-за рубежа, давно уже надо поставить плотину. Но это - вопрос к Службе внешней разведки и Главному разведуправлению Генштаба. Есть сведения, что боевиков подпитывают и чеченские криминальные авторитеты, "работающие" в России. Но как отделить помощь чеченцев, живущих в Центральной России и помогающих своим родственникам дома в Чечне, от той, что целенаправленно идет боевикам?

Впрочем, наша "российская малина" тоже проявляет патриотизм. Мы своими глазами видели ящики с гуманитарной помощью, на которых было написано: "От тушинской братвы разведчикам-десантникам". Но гуманитарную помощь шлет не только братва. Похоже, люди инстинктивно понимают: здесь, в Чечне, решается судьба России, судьба всех нас. Организации афганских ветеранов, солдатских матерей, губернаторы областей шлют многотонные посылки, есть и маленькие, скромные, немного смешные бандероли, которые приходят от московских школьников. Кстати говоря, десантным войскам, расквартированным в Чечне, помогает и "АиФ". Мы свои подарки - кофе, чай, сигареты, консервы - вручали солдатам и офицерам 45-го полка ВДВ сами прямо на позициях.

Бедные богатые

МЕЖДУ тем Чечня - это второй Кувейт. Только еще богаче. На свете очень мало мест, где, выкопав яму глубиной метров пять, можно черпать высочайшего качества нефть. После простейшей перегонки она превращается в низкооктановый бензин или солярку. "КамАЗы", переделанные под бензовозы, нескончаемым потоком идут в Ингушетию, легко минуя все блокпосты. По слухам, высокопоставленные армейские и милицейские чины, а также местная чеченская милиция и администрация имеют свою долю в каждом бензовозе. Там нет только доли простых чеченцев и русских солдат срочной службы в Ханкале, которых в некоторых частях кормят только дважды в сутки. Хотя накормить и одеть людей можно, если потушить десятки горящих нефтяных скважин, в которых, как говорят, ежесуточно сгорает один миллион долларов.

Уже сейчас нужно думать, как окончательно вернуться к мирной жизни. Нахлебавшись ваххабитского террора и масхадовского безвластия, многие чеченцы, с которыми нам доводилось разговаривать, стали не меньшими, чем Зюганов или Анпилов, поборниками жесткого советского порядка. Беда в том, что федералы и местные жители боятся, а потому не доверяют друг другу. У каждой из сторон на то есть веские основания.

Взаимопонимание между армией и чеченским народом установить можно и нужно. Для этого в населенных пунктах уже созданы военные комендатуры. Но их еще недостаточно, и они беспомощны. А чтобы их работа стала эффективнее, нужно вновь призвать на службу тех военных, кто долго жил среди чеченцев, знает язык и местные обычаи и, смеем сказать, любит их. Такие люди есть. В комендатурах также должны работать врачи, психологи, может быть, бывшие политработники, умеющие общаться с людьми. Нужно только научиться не разделять друг друга на "мы" и "они"...

...А в Москве тем временем кулуарно обсуждается "план Немцова" по умиротворению мятежной республики. Один из главных вопросов: кто мог бы стать тем самым генерал-губернатором, который обеспечит единоначалие в Чечне? Пока говорят о трех возможных кандидатах: представителе президента в Госдуме А. Котенкове, бывшем министре МВД генерале А. Куликове и бывшем руководителе погранслужбы генерале А. Николаеве. Последний, говорят, недавно уже встречался с В. Путиным.

Смотрите также: