Примерное время чтения: 5 минут
164

Альтернатива как наказание?

ДВА года назад появился закон об альтернативной службе. И теперь права молодых людей, чье вероисповедание или убеждения не позволяют стрелять из автомата, перестали ущемлять. Тогда почему этот вид службы избрали практически единицы москвичей?

Юрий ПОПОВ, депутат МГД:

- УСЛОВИЯ прохождения альтернативной службы не устраивают молодых людей. Да и потом, мы же знаем, какая сейчас армия, будь она даже альтернативной. Идет служить только тот, кто не нашел возможности туда не попасть. Закон работал бы намного эффективнее и желающих пройти альтернативную службу было бы больше, если бы выбор был достойным. А у нас многие думают: уж лучше два года отмучаюсь, чем больше трех лет "утки" носить в доме престарелых. У большинства молодых людей есть чувство собственного достоинства. Им стыдно потом будет девушке рассказывать, что он 3,5 года за бабушками "утки" выносил. Молодые сильные ребята должны помогать своей стране и при этом нормально зарабатывать, а не горшки выносить. Конечно, альтернативная служба нужна. Я, например, 26 лет прослужил в армии и знаю, что есть люди, которые не рождены быть солдатами. Но пока получается, что альтернативная служба - наказание за отказ от обычной.

Михаил ДУДКО, священник:

- НЕКОТОРЫЕ религии, секты, течения придерживаются того принципа, согласно которому брать оружие в руки вообще нельзя. Но это не позиция Русской православной церкви. Да, конечно, люди, которые не могут служить в армии в силу каких-то убеждений, могут свою позицию отстаивать. Мы не против, хотя защищать Родину все-таки нужно. Православие не исключает оружия в руках человека, но оно должно применяться для защиты близких своих от врага. Всем же известно, что церковь даже благословляет воинов перед сражением. И погибшие с оружием в руках всегда поминались с особым почетом. Для нас это важно.

Алексей ВОВЧЕНКО, начальник Управления альтернативной гражданской службы и трудовой миграции Федеральной службы труда и занятости:

- АЛЬТЕРНАТИВА пока слишком молода. Прошло только два призыва, и говорить о каких-то тенденциях рано. С другой стороны, условия действительно не слишком привлекательные для призывников. Но ведь изначально было объявлено, что альтернативная служба должна проходить с учетом тягот и лишений службы армейской. Это такая же обязанность, как и военная служба. Тем не менее условия излишне строги и отпугивают потенциальных альтернативщиков. Наверное, поэтому вариант уклонения для многих остается более простым. Тем не менее такие все же находятся. В основном все альтернативщики работают в социальном секторе. Также значительная часть граждан направляется на промышленные предприятия либо в организации Спецстроя России. Например, сейчас один парень работает на стройке в Москве. Хотелось бы напомнить призывникам, что альтернативная служба - это не способ перетоптаться и уйти от службы в армии настоящей. Это тоже служба.

Анатолий ПРИСТАВКИН, советник Президента РФ:

- СЕГОДНЯ есть возможность уйти от любой службы в армии. Во-первых, очень сознательная молодежь, которая продолжает образование и, соответственно, имеет отсрочку. А что касается тех, кто не желает пользоваться правом альтернативной службы, то мне кажется, что это от недостатка информации. У нас же альтернативку толком не пропагандировали и не писали о ней. В России же как: если дело касается службы в армии, сразу думают, что отправят в Чечню на войну. Особенно родители боятся. Закон принять - это не самое главное. Главное, чтобы он дошел до людей. Вот я, например, даже не представляю, каким образом выглядит эта альтернативная служба. Это надо донести до умов гражданского населения. Удар по достоинству? Да вы что! У нас же все давно об этом забыли. Как раз достоинство у нас унижается в традиционной армии. Человек, когда попадает в армию, тут же превращается в существо, которому даже слова-то не дадут сказать. Условия, приближенные почти к колонии.

Вера МИЛЛИОНЩИКОВА, директор Хосписа N 1:

- ГОВОРЯТ, что альтернативщиков распределяют по больницам. У нас такие никогда не работали, и слава богу. Не хочу, чтобы мне кого-то навязывали. Вот если бы могла для начала побеседовать с каждым, дабы понять, что человек действительно хочет помочь людям, - тогда другое дело. Почему так мало оказалось желающих пойти на альтернативную службу? Думаю, дело в недостатке культуры как у самих призывников, так и у их родителей. Видимо, им проще откупиться от армии, чем, скажем, ухаживать за больными. Но никакого унижения достоинства здесь и в помине нет. Честно признаться, я бы "отмазала" своего сына всеми возможными способами. Но когда узнала, что существует альтернативная служба, я бы тут же его туда отправила.

Евгений П., студент:

- ЧЕРЕЗ год я заканчиваю институт. Буду любыми способами от армии прятаться. И на альтернативу не пойду. Во-первых, аж за полгода надо "сдаваться" - писать заявление на альтернативу. Потом доказывать свои убеждения. Понятно, что сделают все, чтобы не доказал, и отправят в обычную армию. Во-вторых, допустим, все же согласятся, так ушлют куда-нибудь, и где гарантия, что, как срок кончится, меня отпустят? Уж точно найдут способ все равно в настоящую армию отправить. Не верю я военным, не ве-рю.

НАША СПРАВКА. С начала действия закона прошло три призыва. Рассматривалось в общей сложности по России около 1,5-2 тыс. заявлений. Что касается Москвы, то за осенний призыв 2004 г. набралось 15 человек, а к этому весеннему призыву набрали меньше десятка заявлений.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно