17 декабря в Чечне прошли выборы главы республики. Наибольшее число голосов набрал Доку ЗАВГАЕВ, бывший Председатель Верховного Совета Чечено-Ингушетии. В 1991 г. Завгаев поддержал гэкачепистов и в результате этого потерял власть.
- Руслан Хасбулатов как-то говорил, что вы, когда стали Председателем Верховного Совета, подтянули к себе и родственников, допустили их к власти.
- Ну, Хасбулатов вообще человек без каких-либо обязательств. Он может что угодно говорить. Даже то, что он - потомок Романовых. Членов Правительства России он называл червяками. Такие галлюцинации у него часто бывают.
- Почему, на ваш взгляд, он сиял свою кандидатуру на выборах в Чечне?
- А кто его тут поддерживает? Это только журналисты создали ему такой ореол славы. Он приехал сюда и половину Грозного обклеил своими цветными фотографиями. Если бы его все знали, то вряд ли он это стал бы делать.
Он уехал только потому, что у него здесь социальной базы не было. Да и раньше его никто не знал, пока он не стал заместителем Председателя Верховного Совета РСФСР. А кто его туда выдвинул? Я. Это моя единственная ошибка. Я до сих пор об этом жалею. Ранее чеченцы, после репрессий 40-х гг., не могли занять высокие посты. В лучшем случае их могли сделать только заместителями, а в армии - полковниками. Кроме того, Хасбулатов - профессор, доктор экономических наук, живет в Москве, вертится в интеллигентских кругах. Я подумал тогда, что сочетание опытного политика (Ельцина) и неопытного (Хасбулатова) обоим пойдет на пользу. И, честно говоря, просто навязал его Ельцину. Я даже представить не мог, что у Хасбулатова от власти пойдет кругом голова.
- Не воевали ли ваши родственники на чьей-либо стороне, ведь ваш тейп, кажется, один из самых больших в Чечне?
- Наш тейп самый крупный - около 300 тыс. человек. Мать у меня из рода беной, а отец - гендоргоевец. Эти два тейпа составляют 60% населения республики. Воюет кто-то из них или нет, я не могу сказать - этим вопросом не занимался. Но из моих близких родственников никто не воюет. Это точно.
- Чеченцы теперь расколоты на дудаевцев и оппозицию. Воюют даже брат против брата.
- Не стоит таким образом делить чеченцев. Они были и будут единым народом. Другой вопрос, что мы имеем дело с криминальной прослойкой, которая стала использовать националистические идеи и религиозные догмы.
Когда вор рвется к власти, он не будет говорить народу, что он вор. Поэтому он говорит: "Я хочу дать вам свободу". Вот теперь посмотрите, как выглядит республика, которой хотели дать свободу! Выкачали нефть. Вывезли весь буковый лес. Даже трамвайные провода поснимали, так как выяснилось, что они сделаны из чистой меди. Все вывезли на Запад. К власти пришло жулье, которое не признает даже "воровских законов". Вот это ворье, "дудаевщина", расстреляло в июне 1993 г. городское собрание. Именно они развязали последние Гудермесские события. Они, как отпетые фашисты, напали полчетвертого утра на спящих мирных людей.
- Может быть, кровавой драмы в Гудермесе 14 декабря 1995 г. не произошло бы, если 17 декабря не были назначены выборы главы республики?
- А разве были выборы, когда они в Урус-Мартане, в Толстой-Юрте, Аргуне в 1994 г. устроили кровавую бойню? А разве были выборы, когда они взорвали кортеж машин генерала Романова, а потом совершили покушение на представителя Президента России Олега Лобова? Как раз наоборот! Все эти события происходили оттого, что в республике не проводилось никаких выборов.
- Многие говорят, что выборы 17 декабря были антиконституционными. Потому что их проведение организовал реанимированный вами Верховный Совет Чечено- Ингушетии. Ведь такой республики уже нет. И во-вторых, ваши полномочия Председателя Верховного Совета Чечено-Ингушетии уже давно истекли.
- А кто должен был организовать эти выборы?
- Можно было собрать совет старейшин села, выбрать старосту села. И так - в каждой деревне. Таким же образом в дальнейшем можно было организовать выборы уже на районном и городском уровнях, потом на республиканском. И делегатами можно выдвигать не только старейшин, но и молодых, кто пользуется авторитетом.
- Вы мне скажите: в какой конституции написано, что совет старейшин имеет право организовывать выборы?
- Но у чеченцев - такие обычаи. Все решает совет старейшин.
- При чем тут мусульманские обычаи? У нас республика многонациональная. Кстати, есть ли у самих чеченцев Положение о совете старейшин? Нет?
- Хорошо. Еще в ваш адрес есть два обвинения: на выборах главы республики не присутствовали иностранные наблюдатели, и второе - разве солдаты федеральных войск имеют право выбирать главу Чеченской Республики?
- Нет, наблюдатели были - представители около 50 зарубежных СМИ. Что касается военных, они тоже граждане Российской Федерации и поэтому имеют избирательное право. Из 462 тысяч военнослужащих в Чечне голосовали только 3 тысячи - это те, кто постоянно дислоцирован в республике. Ну хорошо, отбросьте эти 3 тысячи голосов. Изменятся ли результаты выборов? Из 68% избирателей, пришедших на выборы, за меня от их числа проголосовало 95%.
- Народ Чечни может простить все эти правовые и юридические неурядицы, если вы станете гарантом урегулирования этого конфликта.
- А кто-то спрашивал у народа, какие юридические погрешности он видит? Где, в каком месте его собирали, чтобы задать этот вопрос? Народ - это те, кто проголосовал на этих выборах, а он проголосовал за меня, потому что накануне выборов я подписал с Российской Федерацией специальное соглашение, где сразу же в первом пункте говорится, что Чечня обладает особым статусом в составе Российской Федерации. Впервые было заявлено о статусе Чечни.
- Доку Гапурович, а как же вы намерены урегулировать этот конфликт?
- Вот пример: в Урус-Мартане (40 тысяч населения) недавно целую неделю стояло жесткое противостояние. Вели сложнейшие переговоры. Я посылал своих гонцов и на ту, и на эту стороны. Чем все это закончилось? Рукопожатиями и объятиями, всеобщими танцами. Каждая сторона просила у другой стороны прощения. Так же мы поступили и в Ачхой-Мартане, и этот процесс перекинется на территорию всей республики. Мы не будем делить чеченцев на хороших и плохих. Борис Ельцин своим Указом дал республике право освобождать от ответственности тех, на ком нет крови.
- Не получится ли так же, как и со сдачей оружия: сдавшему оружие выдавали спецсправку и деньги, а когда он возвращался домой, то брал в руки второй автомат?..
- Я, например, не осмелюсь ночевать в своей квартире без оружия. И не буду скрывать, что у меня действительно в квартире есть автомат и четыре магазина к нему, хотя я никогда не собирался стрелять из него.
В Грозном сегодня без этого невозможно ночевать: там очень сложная криминогенная обстановка, и пока мы не можем гарантировать безопасность жителям города. Единственное, что мы пока предложили, - не брать свое оружие на улицу. Пусть хранят его дома, иначе будут отвечать по закону. Кроме того, в каждом поселке стали создавать поселковые милицейские участки, где милиционеры свои же - из местных жителей. Постепенно милиция будет брать поселок под свой контроль и таким образом обезопасит жизнь местного населения. А потом люди смогут добровольно сдавать оружие.
- Теперь вы предлагаете восстановить Чечено-Ингушскую республику, то есть объединить две самостоятельно существующие республики. Не окажется ли это политической ошибкой?
- А вы спросите сегодня у любого чеченца ингуша: "Что хорошего они получили от разделения?"
Между республиками нет границы, потому что идет война. А как ее провести безболезненно и бескровно после ее завершения?
Возьмем Сунженский район - это сугубо казачья территория. И вряд ли казаки допустят провести по своей земле чечено-ингушскую границу. Если проведут ее насильно, тогда мы получим еще один конфликт - казачий.
Второй пример - город Малгобек, который был заложен в 30-е годы абсолютно на чеченской земле. В основном он был заселен русским населением. Теперь ингуши этот город называют своим. Разве после того, как война в Чечне завершится, чеченцы откажутся от Малгобека?
Поэтому и надо объединять Чечню и Ингушетию. Экономика республик при этом станет общей. Сейчас как получается? Чечня на 96% дотируется госбюджетом (это потому, что там идет война), а Ингушетия дотируется на 80%, потому что там практически нет никакой промышленности. А у Чечни - огромный потенциал.
Наши предки чеченцы и ингуши всегда жили вместе. Поэтому себя называли вайнахами (братьями), и они были намного умнее и смелее нас, потому что не допускали на своей территории войн и всегда умели находить компромиссы.
- Говорят, что ингушам и чеченцам непривычно иметь какого-то начальника. Имеются в виду президент и глава республики. Будете ли вы в течение этих двух лет, пока имеете на это полномочия, избавлять свой народ от института президента и главы республики?
- Чеченцы и ингуши исторически всегда имели людей, чья власть была для них абсолютной, а каждое слово - законом. И сегодня есть такие люди. Например, Ильяс Дениев - представитель духовенства. У него нет политической власти, но есть авторитет. У нас не уважают только начальников-проходимцев и не признают президентов- проходимцев. Если же власть захвачена, навязана, подтасована или украдена, то она долго не удержится у этого проходимца. Захватили дудаевцы власть, и чем все это закончилось для народа и для них самих?
Беседовали Валерий БАТУЕВ и Дмитрий МАКАРОВ.