"Тени" появляются слева

   
   

НЕДАВНО на съезде Народно-патриотического союза России (НПСР), лидер КПРФ Геннадий Зюганов обнародовал решение о формировании теневого кабинета министров. Политическая система России стремится тем самым быть похожей на британскую модель, где оппозиционная партия традиционно формирует "теневое правительство Ее Величества".

В ОТЛИЧИЕ от всех предыдущих теневых кабинетов нынешние левые смогли заменить привычные лозунги о борьбе с "антинародным режимом" неким подобием экономической программы. В частности, они предполагают добиваться снижения налогов на прибыль и НДС, установления трехуровневой шкалы подоходного налога для граждан (13%, 20% и 25% в зависимости от уровня доходов), реализации мер по поддержке отечественного и иностранного капитала, а также способствовать развитию мелкого и среднего бизнеса. Кроме того, новое экономическое детище НПСР отличает довольно взвешенный подход к идеям пересмотра итогов приватизации.

Премьер-министром теневого кабинета называют Геннадия Семигина - вице-спикера Госдумы, крупного бизнесмена. Министром экономики - Сергея Глазьева, министром образования - Ивана Мельникова. Возможно, по старой большевистской традиции левые пригласят в теневое правительство и "спецов". Например, бывших министра внутренних дел - Анатолия Куликова, министра иностранных дел - Евгения Примакова. Возможно, будут востребованы и некоторые олигархи, представленные в Российском союзе промышленников и предпринимателей Аркадия Вольского.

Путин идет навстречу

СОБСТВЕННО, теневой оппонент нынешнего правительства фактически существует уже не первый день. Более того, как сообщают кремлевские источники, с его представителями - тем же Геннадием Зюгановым, а также Валентином Купцовым, Геннадием Семигиным, Иваном Мельниковым, Сергеем Глазьевым - президент России Владимир Путин встречается, пожалуй, не реже, чем с членами кабинета Михаила Касьянова.

На этих встречах обсуждается все - бюджет, вопросы внешней и внутренней политики. Аналитики отмечают, что президент все чаще прислушивается к рекомендациям теневых министров, а иногда на них реагирует.

Например, в недавно принятом президентском законопроекте о партиях первоначально полностью исключалась возможность создания блоков "под выборы". Для левых, которые сегодня разбрелись по десяткам партий, это означало угрозу поражения. Поэтому теневой кабинет вопреки мнению Центризбиркома настоял на сохранении в законе возможности создания широких предвыборных объединений. И президент Путин пошел навстречу.

Аналогичная история случилась со статьей 100 к закону о поправках в бюджет. Правительство в массе прочих предложений внесло в Госдуму небольшую поправку - на год снять запрет приватизировать отечественные предприятия без согласия депутатов. Но под давлением теневого кабинета Кремль ее выкинул.

Для сторонних наблюдателей сценарий "с запасным" правительством встает в ряд политических двусмысленностей, когда глава государства не спешит играть роль верховного арбитра - вроде недавней пикировки между своим советником А. Илларионовым и премьером М. Касьяновым по проблеме внешних долгов. Будет ли молчать В. Путин, когда противоречие между курсами официального и теневого кабинетов министров станет очевидным? Чью сторону выберет в итоге? Не исключено создание "коалиционного" правительства из тех и других.

Капитал разлюбил Зюганова?

ВНЕ зависимости от того, как повернется ситуация в экономике, "премьер" оппозиционного правительства Г. Семигин сможет сделать серьезную политическую карьеру - например, со временем заменить Г. Зюганова в роли лидера левых. Тем более что прагматично мыслящие молодые "коммунисты-капиталисты" уже откровенно заявляют о своем нежелании оплачивать безуспешные попытки Геннадия Андреевича победить на президентских выборах.

Развитие сценария с теневым кабинетом министров - еще одно доказательство трансформации верхушки КПРФ в лояльную президенту оппозицию. Она взяла на себя роль громоотвода между недовольными слоями населения и властью. Однако всю реальную прибыль от такого симбиоза получают только верхние этажи структур КПРФ. Они же ее и делят.

Местные, особенно первичные организации Компартии от этого пирога ничего не получают. В результате растет недовольство "низов" партийными "верхами". Возникает угроза перехвата низовых партийных структур КПРФ и рядовых коммунистов более радикальными левыми и националистами. И это может стать общей "головной болью" как для руководства КПРФ, так и для власти.

P. S. Между тем коммунисты объявили, что будут требовать отставки М. Касьянова. Но Г. Зюганов прекрасно осведомлен о том, что В. Путин и так в ближайшее время займется обновлением правительства. Лидерам КПРФ очень хочется, чтобы начало этого процесса выглядело в глазах избирателей как результат их давления. В этой ситуации прокремлевскому "Единству" пришлось припугнуть КПРФ возможностью роспуска Госдумы. Хотя его лидеры отлично знают, что В. Путин распускать Думу не намерен. Она и так управляема. Так что лукавят все.

Смотрите также: