Автомобилистов застрахуют - принудительно

   
   

РАССКАЗЫВАЮТ, что в развитых странах, где все водители застрахованы в обязательном порядке, авария (если в ней никто не погиб и не покалечился) воспринимается как небольшая неприятность. Водители обмениваются адресами своих страховых компаний, и те между собой решают все финансовые вопросы. В России пока все по-другому. Именно поэтому у нас в скором времени может появиться закон об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев. "Добровольцам" этот вид страховки сегодня обходится в среднем в сотню долларов в год. В России каждая вторая семья имеет автомобиль, в стране - миллионы частных машин. Соответственно, речь идет о миллиардах долларов, которые перетекут из наших карманов на счета страховых компаний.

Что взамен?

УТВЕРЖДАЕТСЯ, что в случае, если "Запорожец" протаранит "Мерседес", все расходы возьмет на себя страховая компания. И не придется ходить по судам, продавать квартиру в счет оплаты долга и скрываться от бандитов. Однако известный правозащитник Леонид ОЛЬШАНСКИЙ утверждает, что все получится "как всегда", а не так, как рассказывают авторы нововведений. Законопроект наводнен десятками ловушек, когда страховщики или вовсе не заплатят потерпевшему, или заплатят, а потом сдерут всю сумму с несчастного владельца "Запорожца". Например, если вред был причинен вследствие умысла застрахованного лица. Либо при управлении транспортным средством, "эксплуатация которого запрещена вследствие неисправного состояния". Дело в том, что и проезд перекрестка на красный свет, и превышение скорости, и разворот через осевую линию, который привел к аварии, являются умыслом. А в перечне неисправностей, запрещающих эксплуатацию машины, почти 100 пунктов. Здесь и неработающий "дворник", и перегоревшая фара, и даже превышение концентрации выхлопных газов.

Допустим, случилось чудо. И машина исправна, и умысла в ваших действиях не нашли. Общая сумма выплат составит 200 тыс. рублей. Из них 120 тыс. - на возмещение вреда личности потерпевшего, и лишь 80 тыс. - на возмещение вреда имуществу. А если в ДТП пострадало несколько автомобилей, то сумма будет дробиться. Кроме того, можно ли за 2-3 тыс. долларов починить "Мерседес" или "Линкольн"? Разницу в несколько тысяч долларов возьмут из кармана владельца несчастного "Запорожца". При умелом составлении протокола ДТП водитель в итоге будет платить четыре раза: а) обязательная страховка (на следующий год из-за "умысла" компания введет повышающий коэффициент); б) штраф ГИБДД; в) ремонт своей машины (эти компенсации вообще законопроектом не предусмотрены); г) ремонт машины, которую ты "поцеловал" своим бампером.

Куда пойдут "страховые" деньги

ПОВЫШАЮЩИЙ коэффициент оплаты страховки предлагается применять и во всех случаях, которые повлекли лишение владельца машины водительского удостоверения. Откуда об этом узнает страховая компания? Опять из ГИБДД. Следовательно, снова взятки. В первый раз - на дороге, чтобы не составлять протокол. Второй раз - в подразделении ГИБДД, чтобы не отправляли прегрешения водителя страховщикам. Кроме того, каждый инспектор сможет запретить эксплуатацию вашей машины без страховки.

Машину можно продать, разобрать на запчасти, уехать в командировку, оказаться в тюрьме. Но если за три месяца до окончания срока договора о страховании письменно не уведомишь компанию, что решил с нею расстаться, договор считается пролонгированным на следующий год. Приезжает лет через пять полярник с Северного полюса, дипломат - из Марокко, а зэк - с Колымы. А им - счет из страховой компании. Нет денег - с судебным исполнителем вынесут из квартиры последние пожитки.

Львиная доля "страховых" миллиардов осядет в сейфах страховых компаний. Поделятся ли они с лоббистами в Думе и чиновниками, которые будут утверждать страховые тарифы, - это вопрос, который, по мнению Леонида Ольшанского, нужно задать прокурору.

Смотрите также: