Примерное время чтения: 4 минуты
89

Как правильно попадать в аварии

УЖЕ больше полугода в России действует закон об обязательном страховании автогражданской ответственности. Стало ли легче водителям, попадающим в аварии? Дожили ли мы до "цивилизованного" уровня решения проблем?

НА ДНЯХ одного моего знакомого "зацепили" на дороге. Авария не очень сильная. Обе машины застрахованы. Но только ни кофе, как показывали в рекламе, ни чего покрепче вместе они не пили. Поругались, как водится, и сели гаишников ждать. Сотрудники ГИБДД приехали больше чем через час. Озверевшие от ожидания мужики сразу накинулись на них. "Можно подумать, только вы работаете, - огрызнулся инспектор. - Видели, погода какая! Весь город стоит. Вас много, а мы одни! Как можем, так и едем".

Еще полчаса замеряли, час оформляли протокол, справки об участии в ДТП с описанием всех повреждений, составляли схему аварии, по очереди подписывали все бумажки. Через четыре дня назначили явиться на группу разбора, а там известно что - очереди на целый день. "Лучше бы я тебе сразу деньги отдал, меньше проблем на мою ..." - бросил вконец раздосадованный виновник ДТП.

Все решает ГАИ

ЧТО такое на самом деле "цивилизованный уровень"? Например, в США и странах Евросоюза, если в аварии не пострадали люди, вызывать полицию совсем не обязательно. Нужно предоставить своим страховым компаниям лишь описания обстоятельств происшествия. А уже страховщики сами решают, кто и кому должен возмещать ущерб.

"В принципе при разработке закона мы хотели довести решение проблем с авариями до цивилизованного уровня, - говорит представитель Российского союза автостраховщиков Андрей Щавелев. - Для этого к полису и прилагаются специальные бланки - извещение о ДТП. Если случилась мелкая авария и один из участников признает себя виноватым, можно самостоятельно заполнить этот бланк и не дожидаться приезда инспектора" .

Подпись на этой бумаге может поставить любой инспектор, которого вы встретите на дороге. Для того чтобы получить компенсацию, пострадавший должен послать свой экземпляр извещения в страховую компанию другого участника аварии в течение пяти рабочих дней. Но все это - при условии, что вы сами разобрались, кто прав, кто виноват. Если есть взаимные претензии, разборов с милицией не избежать.

Так объясняют в РСА. Но прежде чем экспериментировать, мы узнали мнение непосредственно страховых компаний. Ни одно из пяти крупных страховых обществ нам поступать подобным образом не разрешило. "Обязательно вызывать ГИБДД, оформлять протокол и все справки", - отвечали в компаниях. В одной, правда, отметили, что, может быть, к такой схеме мы когда-нибудь и придем. "Но сейчас все равно требуем от всех вызывать ГАИ. Иначе люди вообще все перепутают, забудут оформить надлежащим образом. А потом начнется шквал претензий: почему не компенсируете?" - объяснил нам сотрудник компании.

Платить придется

ЧТО нам до "изысков" цивилизованного мира, если мы еще не определились с ценой. Закон живет уже полгода, и все эти полгода только и разговоров о том, что тарифы вот-вот поменяются. Но ни даты, ни цифр никто пока не называет.

"Можно увеличить скидки за "безаварийную" езду, - комментирует Андрей Щавелев. - Или уменьшить коэффициенты, "наказывающие" виновников аварии (по существующим правилам для тех, по чьей вине произошло ДТП, страховка в последующие годы стоит дороже). Можно сократить и минимальный срок страховки (сейчас застраховаться можно минимум на полгода). Что касается льгот инвалидам и ветеранам, то вопрос в том, за чей счет они будут предоставляться".

Страховщики "подстраховались" со всех сторон. Теперь, даже если тарифы будут понижены, они ничего не потеряют. Сегодняшние грабительские ставки с лихвой покрывают все грядущие послабления. Так что один вопрос авторы закона об автогражданке все-таки проработали как следует - это как собрать с людей деньги. Реклама страховых компаний обещает: "Наш агент приедет к вам! Только позовите!" И они действительно приедут - за деньгами. А попробуйте пригласить страховщика на место происшествия - не дождетесь!

Правильно - куда торопиться! После того как все оплачено, можно со спокойной душой дорабатывать вопрос "цивилизованной расплаты" и ждать, пока общество созреет. Но мы уже созрели, не правда ли?

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно