Владимир Елагин: "Линия фронта - человеческая душа"

   
   

В МОЛОДОСТИ будущий министр РФ, зампред правительственной комиссии по вопросам восстановления социальной сферы и экономики Чеченской Республики Владимир ЕЛАГИН ездил на Кавказ как художник. Спустя много лет, вернувшись сюда уже в ранге "министра по Чечне", он восстанавливает разрушенные города.

Куда исчезли деньги?

- В ПРЕДСТАВЛЕНИИ обывателя чеченская война - это борьба за нефть...

- Все началось в 91-м году, когда некоторые политические лидеры решили, что на Кавказе можно легко провести реформу. Это было большой политической ошибкой. Приехали, разогнали Верховный Совет. Привели Дудаева и сказали: вот вам советский генерал, он сейчас всех построит, все решит. Генералов я уважаю, но мирная жизнь требует некоторых других навыков, нежели у генералов, тем более жизнь на Кавказе. Недопонимание кавказского менталитета и привело к началу неуправляемого процесса. В тот момент еще был интерес к нефти, а сегодня все перепуталось. Нефти там мало осталось, но появилась кровная месть, ненависть, злость.

- В первую чеченскую операцию были вложены триллионы российских рублей, которые исчезли в неизвестном направлении. Их нашли?

- Их можно найти, но пока никто активно не занимался этим вопросом. Часть из них осталась в Чечне, часть вернулась в Россию, часть - за рубежом на счетах бывших чиновников и крупных бизнесменов.

- Кому выгодна эта война?

- Эта война выгодна наемникам, которые умеют зарабатывать на жизнь только убийством. А за убийство одного солдата чеченским бандитам платят 500 долларов. Многие заинтересованы в этой войне, потому что Чечня - это неконтролируемая территория, на которую можно много списывать.

- Воруют?

- Пока воруют. Даже отнимают. К примеру, пенсионер получает деньги, и 20% из них он обязан отдать бандитам. Не подчиниться - означает подставить себя под пули. Существует масса механизмов, как могут уйти деньги. Например, во время расчетов со строителями говорят, что оплата будет при условии, что "вот тому" отдадут 20%. Если возмущаются, то денег нет. Так что воровство - это не исчезновение денег со счета, как многие себе представляют.

Чей человек Ильясов?

- КТО лоббировал кандидатуру Ильясова на должность председателя правительства Чеченской Республики?

- Когда мы подбирали кандидатов, то пыталось много проходимцев войти, потому что знали, что там есть чем поживиться. Нужен был человек, знающий государственную политику и при этом учитывающий местные условия.

- У вас на столе лежит толстая папка - программа восстановления Чечни. Какие первоочередные меры в ней предусмотрены?

- По приоритетам - прежде всего безопасность людей. На это планируется выделить около 70 млн. на текущий год. Сегодня наши регулярные войска не могут вести оперативную разыскную работу в требуемом режиме, потому что противника не видно. Днем он гражданин России с нормальным паспортом, а ночью работает на бандитов. Поэтому нужна кропотливая разыскная, даже агентурная работа.

- Вы говорите о кровной мести и при этом рассчитываете на поддержку местного населения. Как же вам смогут помогать те, у кого федеральные войска убили родных?

- Если исходить из того, что кто-то кому-то должен отомстить, то война будет идти вечно. Надо остановиться и понять, что пора все строить заново. Во второй части федеральной программы предусмотрено восстановление жилья, на которое выделяется больше миллиарда рублей. Конечно, этого не хватит. Но то, что система уже начинает работать, должно дать людям оптимистичный настрой. Это даст возможность людям заработать. Надо обязательно занять подростков. Иначе они так и будут за 200 долларов фугасы устанавливать.

- Сколько получают чиновники, работающие в Чечне?

- Специалисты высокого класса по тушению скважин получают чистыми 25 тыс. руб. А чиновники получают такие же мизерные зарплаты, как и здесь.

- А прибавка за вредность?

- Нет.

- Вы построите дом. А Квашнин вынужден будет его разгромить, потому что в нем засели боевики.

- Я и настаивал на создании правительства в Чечне потому, что оно должно стать той связующей нитью, которая позволила бы нам согласовывать действия. Все, кто имеет отношение к этой войне, договорились, что будем встречаться раз в неделю и согласовывать планы.

Молчать, чтобы жить

- НЕУЖЕЛИ нельзя прекратить похищения людей? Ведь наверняка известно, кто этим занимается?

- Там особая ситуация и особый народ. Открывать рот - опасно для жизни. И люди молчат. Те, кто выдавал воров, были зверски убиты.

- В Чечне идет неприкрытая торговля рабами. Сколько просят за нашего молодого крепкого солдата?

- У одной из матерей, которой мы помогали искать сына, требовали пять тысяч долларов. Если знают, что данный парень - сын богатого человека, требуют больше.

- Подобную информацию им предоставляют наши предатели?

- Они и сами все знают. Слушают все наши разговоры. У чеченских боевиков космическая связь, очень хорошая аппаратура, плавающая система, которую очень тяжело поймать. Но наши тоже научились их слушать. Я сам недавно слушал их переговоры с зарубежными инвесторами. Они отчитываются о проделанной работе, присылают видеоматериалы, просят подкинуть оружия. А те с ними расплачиваются долларами.

- Что на тех видеокассетах?

- Убийство наших ребят. Даже говорить не хочется, там - все, что может придумать самое больное воображение. Например, как на глазах детей их отца, как барана, режут за то, что он связан с федералами. Как таких людьми назвать?

Но нельзя забывать, что в Чечне много тех, кто нам помогает.

- Вы, конечно, помните доклады Грачева Ельцину с обещанием "одной фуражкой всех бандитов в Чечне накрыть". Насколько реально представляет себе ситуацию нынешний президент?

- Очень реально. У него серьезные источники информации. В обсуждениях он помнит даже название горы, где надо установить вышку, допрашивает нас фактически по каждому вопросу. Он в курсе всей ситуации.

- Скоро можно ждать "Семнадцать мгновений весны по-чеченски"?

- В "Семнадцати мгновениях" было все проще. Линия фронта. Там - враг. Тут - свои. А в Чечне все сложнее. Там линия фронта, наверно, проходит по человеческой душе.

Смотрите также: