Побеждает тот, кто меньше любит (Григорий Распутин и смысл нашей жизни)

   
   

Шаманская маска

В СЕРДЦЕ каждого, может быть, дремлет Распутин. Но бывает и так, что Распутин не дремлет. Распутин - матрица человеческих страстей и возможностей нашей страны. Он, наверное, самое таинственное явление русской истории, разгадка которого лежит за пределами политических спекуляций.

Святой? Антихрист? Губитель? Спаситель? Национальный характер? Извращенец? Распутин - древняя шаманская маска, ожившая в предреволюционной России. Уйдем с головой в его жизнь, отбросив трафареты, - это головокружительное путешествие. Возможно, мы лучше поймем не только его, но и себя.

Я вижу, как он выдавливается из утробы матери, захлебывается от первого крика; я знаю, зачем он вылез на свет: он все сделает наоборот, вопреки, назло всем и себе - и добьется всего. Он ни о ком не скажет худого слова, но никому не поздоровится от его гнева. Драчливый, ищущий в кровавых драках кайф, он станет бить как чужих, так и собственного отца. Его нервная организация субтильна, как у девушки. По его же признанию, каждую весну с пятнадцати до тридцати восьми лет он не будет спать в течение сорока дней. Распутин бросится за помощью к святым. Босым пройдет по монастырям, не меняя нижнего белья по полгода. Теологическая убогость православия, не совладевшего ни с народным язычеством, ни с государственной властью, породила буйные секты желающих поговорить с Богом начистоту. Распутин ввинтится в одну из самых раскольных общин, не оскопится, но насосется бесстыжих радений, поймет, что религиозный человек должен плясать часами без передыха и быть хорошим танцором, как царь Давид. Он заделается хлыстом. Хлысты - живое противоречие русского человека, в самобичевании ищущего Христа в себе и Христом становящегося, готового отрицать семейный секс, но предаваться свальному греху, выходя из греха через грех. Втайне Распутин навсегда хлыстом и останется. Юродивый, придурок и просто дурак, он ввинтится в Петербург по самую сердцевину, митрополитов выстроит, аристократических баб взбодрит, утешит меланхольного царя, императрицу Александру Федоровну возьмет за нежное, материнское место.

Он войдет к "царям" (так он называл императорскую чету), как к себе домой, - будет повод. После того как императрица родит четырех дочерей (позже Распутин будет подсматривать, как они раздеваются в детской), наконец появится на свет наследник Алексей, страдающий генетической болезнью семьи императрицы - гемофилией. Распутин будет с успехом заговаривать его больную кровь. Но дело не в том, кто он - знахарь или вампир. А в том, что побеждает тот, кто меньше любит.

Григорий Распутин был уродом любви. Бесчисленные книги, ему посвященные, прошли мимо главного: в жизни он никого не любил, ни жены, ни любовниц. Ни одна женщина не стала для него самоценной. Он говорил, что "только любовь свята", но на деле подменил любовь ледяным любопытством. Он ел руками все, даже рыбу. Женщин он тоже ел руками. Распутин любил трогать, щупать, видеть и унижать. Победы его не интересовали. Эротический секрет Распутина заключался даже не в подчинении, а в продлении женского сопротивления до умопомешательства. Женщина должна уступить в полном бреду. Распутина, очевидно, распалял расплавленный грех. Он связал совокупление и молитву в единый узел. Это был тот самый распутинский экстаз, который давал ему уникальную энергетическую силу. Святость любви Распутин понимал таким образом, что женщина, которая не любит своего мужа, но живет с ним, греховна, и ей надо пройти через распутинскую кровать, быть изнасилованной, вываляться в позоре, чтобы затем покаяться. И он продолжал любить бить. Его книжный издатель Филиппов был нечаянным свидетелем сцены: Распутин в своей спальне отчаянно бил жену петербургского генерала, салонную львицу Ольгу Лохтину. Та держала Распутина за член и кричала: "Ты - Бог!"

Легенда уверяет, что у Распутина был немереный член, но очевидцы легенду укорачивают. Не в члене, а в имени - половина жизненного успеха Григория Распутина. Гришка - многократная метафора русского самозванства начиная с XVII в., со времен Смуты, синонима национальной кровавой бани. Распутин - не фамилия, а состояние. Здесь слышится все: распутье, распущенность и распутица. Ровесник Ленина, старше его всего на каких-нибудь пятнадцать месяцев, Распутин родился в 1869 г. в селе Покровское Тобольской губернии в семье безграмотных крестьян. Отец - пьяница, мать - рабочая лошадь, страдалица с долгим стажем терпения, пятью детьми. Идеальная семья для народных избранников. Распутин сам до конца жизни остался полуграмотным, писал кренделями неразборчивых букв с фантастической орфографией, насмешкой над словарями - непонятно, где и как учился. Скорее всего, самоучка. Жизнь Распутина - не просто затейливая историческая интрига, обреченная на массовое прочтение, но и пособие по смыслу жизни.

Распутин - миф

РАСПУТИН попал, возможно, в первую десятку русских, имена которых знает западный человек, даже если он мало что понимает в России. Распутин затесался между Лениным, Сталиным, Толстым и Достоевским. Но он, пожалуй, единственный всемирно известный русский, который открыт глобальной массовой культуре и массовому сознанию. Запад создал из Распутина миф, имеющий гастрономический, алкогольный, эротический, цыганско-танцевальный "свинг". Прожигатель жизни, сорящий деньгами, - бесценный прообраз клиента ночного клуба. Вместе с тем "love machine" и тайна. Вот почему он ценен масскульту - его невозможно разгадать, не прибегая к мистике. На поверхностный взгляд Распутин - русский замес Дон Жуана, Гаргантюа, Макиавелли. На самом деле - разрывной образ саморазрушения. Наиболее близкий аналог в западной культуре - маркиз де Сад, но это формальная близость. Если Сад - воля к безнаказанности и упоение ею, то Распутин - триединство греха, покаяния и святости, переходящей вновь в грех, покаяние и святость, - чертово колесо русского духа.

Распутину суждено остаться в западных головах обезумевшим гедонистом в воображаемой монашеской рясе.

Есть и другие, более локальные мифы о Распутине. Возрождение политического имиджа Распутина в сегодняшней России имеет националистическую обложку. Если до революции националисты пытались представить Распутина марионеткой жидомасонского заговора, то теперь он - хранитель устоев вечной России, защищающий ее от западной скверны, символ союза православия и монархии. Его убийство объявляется неонационалистами делом рук тех же жидомасонов, оно - "ритуально".

Мужик не справился с нагрузкой

КАКОЙ реальный ущерб нанес Распутин России? В чем провинился? Почему "слуга Антихриста"? Как случилось, что крестьянин в конце жизни мог сказать: "Я держу у себя в кулаке всю Россию"?

Его восхождение началось в церковных кругах Петербурга в 1903 г. Там он прославился не только проницательностью, но и пророчествами. Распутин предсказал разгром русского флота в Цусимском проливе в ходе Русско-японской войны 1904-1905 гг. Позже он говорил, что боится не за себя, а "за народ и царскую семью. Потому что, когда меня убьют, народу будет плохо, а царя больше не будет". Увидя раз портрет Карла Маркса, он пришел в возбуждение и предсказал, что за этим бородачом народ пойдет на баррикады. Но самым поразительным было, конечно, лечение наследника. Впервые войдя в его комнату и склонившись над кроватью ребенка, страдающего бессонницей после очередного приступа болезни, Распутин принялся молиться. На глазах родителей царевич успокоился и заснул, чтобы наутро проснуться здоровым. И так происходило из раза в раз. Более того, Распутин лечил его и на расстоянии, по телеграмме, из сибирского далека. Какие родители не доверились бы после этого "старцу"? Он доказал то, во что "цари" хотели верить: человек из народа способен спасти наследника и защитить престол. Он стал незаменим. И какая разница матери, тщеславится ли, по слухам, Распутин дружбой с царской семьей, водит ли женщин в баню (об этом русская печать писала на протяжении многих лет. Распутин то признавался в похождениях, то отрицал - дурил всех), пьет ли, развратничает (публично показывал танцовщицам-цыганкам свой член в московском ресторане "Яр")? Дано ли было Распутину действительно понимать мистическое?

В России начала ХХ в., казалось бы, ничто не предвещало Распутина. Шло бурное развитие капитализма. Рубль был чуть ли не самой твердой валютой в мире. Революция 1905 г. с кровью вырвала у царя долгожданные свободы. Какой еще Распутин? Вместе с тем все его предвещало. Распутин - зверская насмешка над усилиями России выбраться из ямы. "Ах, вы захотели быть похожими на других, обзавелись философами и независимыми политиками, бердяевыми и милюковыми, отращиваете демократию, авангардистские картинки малюете, декадентские стихи сочиняете? А вот - хрен вам! Не будет этого!" Интересно, кто это говорит? Почему так явственно мне слышен этот голос? И он так каждому русскому говорит: "Хочешь быть разумным, предсказуемым, хочешь определенности? Будешь мучиться, маяться, унижаться перед тем, кто недостоин тебя, будешь любить того, кто утащит тебя в могилу".

Ведьма и дьяволица, соблазняющая, совращающая, оборачивающаяся то императрицей всея Руси, то базарной бабой, то революционеркой, то лимитчицей, то проституткой. Это она, женский дьявол, наслала на Россию Распутина. Бешеная, как индийская богиня Кали. В русских краях имя ее - никак. Она безымянна. Но мы в XXI в. - такие размышления кажутся неуместными.

Есть другое, близкое мне решение: Распутина породила русская литература. Это она взрастила опасную иллюзию и заразила ею интеллигенцию: русский народ мудрее правительства и всех, всех, всех. Сам того не зная, Распутин стал литературной эманацией. Нет ничего милее русской литературе, чем мысль, что правда принадлежит народу. Это уже маячит у Пушкина в "Капитанской дочке". Весь Достоевский после своего каторжного опыта пронизан этой идеей, ее же внедряет Толстой в читателей "Войны и мира". Радикалы и консерваторы, революционеры и мракобесы - все клялись народом и верили в него, как в священную корову. Но впервые эта идея с большим опозданием дошла до престола во время царствования последнего царя. Николай II вряд ли почерпнул ее из книг, из нее был соткан русский воздух. С царем же все складывалось на редкость плохо. В эпоху политического переустройства неуверенный в себе и упрямый, застенчивый и низкорослый Николай был придавлен гигантским образом умершего отца, чувствовал себя одинаково неуклюже как на балах, так и с министрами. Он нуждался в жизненной опоре. С одной стороны, ей стал Распутин. Дикий vox populi его устами вернул покачнувшемуся царю мандат божьей власти, что, в конечном счете, и спровоцировало цареубийственную революцию. Короче, наследника лечили на расстрел.

Распутин был порожден не только классической литературой. Он же продукт русского декадентства. Часть интеллигенции в начале века прошла через радикальный идеологический кризис, пережив разочарование в прогрессе. На место марксистским увлечениям пришел комплекс идей, связанный с рассвобождением психики, разрушением старой морали, личностными поисками Бога. Положивший начало этому движению Дмитрий Мережковский проповедовал третий завет: обожествленную плоть - что стимулировало эротику, мистику, оккультизм. Началось увлечение хлыстами, на их собрания съезжались статусные верхи литературы и философии: Александр Блок, Федор Сологуб, Алексей Ремизов, Василий Розанов. Андрей Белый посвятил хлыстам роман "Серебряный голубь". Мережковский видел в сектах "мост к народу", а ранние большевики нагрузили их революционным смыслом. Русские (заглянем в себя) собирают мечту в пучок и выжигают ею свой жизненный проект, который становится их саморазрушением. Однако оно не оказывается конкретным сигналом опасности. Напротив, считается особым подвигом идти на это разрушение как в пьянстве, разгроме семейной жизни, так и в социальном утопизме. Русских без преувеличения можно назвать самоедами. Мы (так повелось) уничтожаем себя (и друг друга) лучше, чем внешних врагов, отчего всегда содрогались иностранцы, не постигающие основ русского самоедства. Общество было готово к явлению Распутина. Он явился. Но когда это произошло, все шарахнулись, кроме горстки истеричных фанатичек. Вот русский феномен: прийти в запоздалый ужас от олицетворения собственной мечты.

"Держись центра, мама!"

РАСПУТИН верно почувствовал расстановку сил в царской семье, власть императрицы и стал подыгрывать ей. "Цари" попали в зависимость от Распутина не только из-за болезни сына. Существовал контраст между атмосферой дворцовых интриг и Распутиным, который рассказывал "царям" о своих странствиях, бездомстве, ночах под открытым небом - обо всем том, о чем мог только мечтать царь, любитель простой жизни. Ему бы родиться садовником, а не царем.

Насколько далеко пошла императрица в безоглядной вере в Распутина? Не делала ли она то же самое, что и Ольга Лохтина? Картина, конечно, соблазнительная. Жаль, если нет, - была бы тема для шокового фильма: "Царица и мужик". О ее тайных письмах к Распутину говорила в свое время вся Россия. Они доходят до предельной черты сухого обожания, но что-то не верится в адюльтер этой русской королевы немецких кровей. Впрочем, до самой смерти Распутина она не позволяла никому говорить о нем гадости, и царь следовал ее примеру даже тогда, когда ему явно этого не хотелось. Чувствуя всеобщую нелюбовь к Распутину, "цари" держали свою связь с ним в тайне, что было тем более взрывоопасно. Здесь заключается основная загадка: Распутин и революция.

Катализатор глубокой ненависти к "царям" со стороны всех, включая их близких родственников, Распутин уволок Россию в революцию, как в прорубь. Видимо, таково было ее, России, предназначение. Но, с другой стороны, Распутин яростно сопротивлялся "военной партии", сорвал европейскую войну в 1911 г., заявив царю, что балканский вопрос не стоит русской крови, и не менее яростно противился войне в 1914 г. Накануне военных действий на него в Сибири было совершено покушение женщиной, считавшей его Антихристом, и позже он говорил, что, если бы не нож, порезавший его внутренности, войны бы не было.

Возникает исторический парадокс. В 1916 г. вместе с императрицей Распутин пытался оказать на царя воздействие с тем, чтобы заключить сепаратный мир с Германией. Все же просвещенные противники Распутина выступали за войну до победного конца и подняли крик об измене, когда просочилась информация о тайных переговорах. Иными словами, просвещенная Россия оказалась помраченной, а те "темные силы", как называлась императрица с Распутиным, были единственным союзом спасения страны от революции, которую стимулировала проигрышная для русских война. "Держись центра, мама!" - поучал Распутин императрицу, имея в виду думские фракции. В этом тоже была своя антиреволюционная мудрость. С ней разошелся царь. И он же не послушал Распутина в 1914 г., как и не пожелал сепаратного мира с Германией на почетных условиях в 1916-м.

Кто же тогда виноват в революции? Темные силы или просвещение? Во всяком случае, деятельность Распутина не допускает однозначной оценки. Но он сломался, обретя огромную власть. Мужик не справился с нагрузкой. Горький оказался отчасти прав, назвав то время "позорным десятилетием": Распутин стал закулисным хозяином положения, советником, едва ли не единственным другом царя. Он держал в страхе членов правительства и верховных иерархов церкви. К нему ездили на поклон министры внутренних дел. Это была смехотворная агония демократически еще не созревшего, но уже гниющего государства.

Баня и прорубь

ПОСЛЕ объявления войны Распутин, собственно, и стал тем Распутиным, который всемирно известен. Словно окончательно поняв, что он ничего не может больше сделать, он принялся пить по-черному и внаглую гулять, устраивать оргии на дому, затаскивать одну женщину за другой на разбитый диван к себе в спальню. В сплошном пьянстве и блуде он, кажется, утратил свои сверхъестественные качества, превратившись в образ похоти, двойника отца Карамазова.

Пророки слабы в предсказании собственной смерти. У Распутина отказали тормоза бдительности, померкла хваленая интуиция. Убийство великого грешника всегда живописно. Оно освещает почти младенческую доверчивость заложника своих пороков. Убийство Распутина было выполнено в традициях итальянского Средневековья и, одновременно, декадентского романа: с отравленными вином и сладостями, "воскрешением" расстрелянного трупа, бегством "воскресшего" через заснеженный двор дворца, вторичным расстрелом и окончательной смертью в проруби.

Баня, вечный скандал русского эроса, и прорубь - секс и смерть в России связаны стихией воды. Распутинское убийство замешено на эротической провокации. Распутин попался на "карамазовский" крюк: молодой бисексуальный князь Феликс Юсупов предложил ему свою красавицу жену под видом фиктивного (ее даже не было тогда в Петербурге) знакомства с ней. Действительно, княжеский дар, достойный распутинского тщеславия. Возможно, что в ночь убийства, перед тем как его убить, Юсупов имел сексуальную связь с Распутиным. Вот апогей если не русской реальности, то, по крайней мере, русских возможностей. Финал Распутина, по-моему, превратился в такой исторический фантазм, что даже в "Лолите" Набокова убийство Гумбертом Гумбертом своего соперника выглядит как пародия на многоступенчатый эталон распутинской смерти.

Все остальное - эпилог. Великий князь Дмитрий Павлович, очевидно главный расстрельщик Распутина, был отправлен Николаем в ссылку, в Иран, благодаря чему спасся во время революции. Впоследствии он стал любовником Коко Шанель. "Цари" остались преданными Распутину и после его смерти: их и детей расстрелял через полтора года комиссар Юровский с нательными крестами - подарком Распутина.

Распутин - не столько прошлое или будущее России, сколько ее вечное повторение, ее слезы и корявая, гордая самобытность. Раскачавший политическую лодку накануне революции, Распутин явил собой гораздо более глубокий знак раскачанности основных российских ценностей: как и его зубы, они одним до сих пор кажутся сахарными, другим - гнилыми. Он неизбежный спутник русского автократа - царя или сегодняшнего президента, - мечтающего в тоске по крепкому абсолюту через головы коррумпированных бюрократов слиться с народом. Он не просто пугало или ночной кошмар либералов, но и реализация основного русского мифа о незавершенности мистического строительства жизни. Иначе ей незачем выходить из берегов. Не будь Распутина, его бы в самом деле стоило выдумать...

Смотрите также: