НАКАНУНЕ выступления президента Татарстана М. ШАЙМИЕВА в Госсовете с концепцией разграничения полномочий между уровнями власти наш корреспондент Андрей УГЛАНОВ встретился с ним в Казани.
- Минтимер Шарипович, вот уже на протяжении почти 15 лет в сознании большой части граждан России формируется мнение, что Татарстан идет против общегосударственного потока. Читаю казанскую газету "Звезда Поволжья": "Кто теперь поднимет российский флаг над нашим Госсоветом - это будет самый бесчестный человек, его имя будет покрыто позором. Нужно будет для истории запомнить его фамилию. Естественно, боев вокруг этого флага не будет, но позора будет много". Это говорит депутат Государственной думы от Татарстана.
- Вспомним прошедшие с начала перестройки годы. Да, действительно народ потребовал полной независимости республики. Россия, как вы помните, приняла декларацию государственного суверенитета, заявила о своих правах перед Союзом. Мы с ходу заявили о своих правах перед Россией. Естественные процессы. Не случайно Борис Николаевич, будучи в республике в 1990 г., заявил, что мы можем взять столько суверенитета, сколько хотим. Не мог же он в Москве говорить одно, а в Казани - другое?
Мы прошли по острию. Находили ответы на очень тяжелые проблемы становления татарского самоопределения, сохраняя при этом целостность Российской Федерации и сохраняя лицо республики, лицо народа. Под штыки всех не построить в шеренгу.
Почкование министерств
- 10 лет назад у нас было слабое государство. Сейчас, похоже, наступает период реставрации, как и после всяких революций. То, что было выгодно говорить Б. Ельцину: "Берите, сколько хотите", - сейчас федеральной власти не выгодно. Вот вы первыми и попали под этот молот. Началось усиление вертикали центральной власти.
- За годы работы Б. Ельцина я всегда знал, что второй российский президент обязательно начнет с укрепления вертикали власти. Когда ее нет, политические и экономические реформы проводить невозможно. России нужна была примерно такая власть, которая существовала в Татарстане все эти годы. С сильной вертикалью и с хорошо заметными результатами.
Что касается нависшего над нами молота. Татарстанское общество привыкло к невмешательству ни с какой стороны. Идея суверенитета, договорных отношений с центром сидит очень крепко. Это действительно идеология Татарстана, ценность. С другой стороны, мы понимаем, что нужна работающая вертикаль федеральной власти. Но нельзя переходить определенные грани.
Стремление президента В. Путина укрепить государство слишком рьяно интерпретируется всеми госструктурами, и прежде всего федеральной властью в регионах.
Приведу пример. Отдельные министерства начинают создавать в регионах свои федеральные структуры. Хотя эти структуры уже есть. Например, Министерство юстиции России считает, что у него в Татарстане должна быть своя служба. Зачем? То же самое и по линии Министерства охраны природы, Министерства лесного хозяйства, Министерства труда.
Неужели у России так много денег? Хорошо, мы землю дадим - приходите, стройте офисы, набирайте людей, работайте. Это новые рабочие места. И с этой точки зрения этот процесс можно приветствовать, казалось бы. Но нельзя же... Государственный подход должен быть! Давайте подпишем с Центром соглашение о том, как использовать наши министерства. Пусть они выполняют и федеральные, и местные - республиканские - функции. Не думайте, что они вам навредят. Почему нас должны подозревать?
Как будто регионы пытаются разрушить государство, а центр как раз радеет за его единство. И мы тоже за единое государство.
Где чиновник умнее
- На мой взгляд, образованные федеральные округа как раз и должны разрешать такие очевидные противоречия.
- У меня с самого начала отношение к ним неоднозначное. Оно таковым и остается. Мои опасения все больше подтверждаются самой жизнью. Было иное видение этой структуры.
В. Путин предупредил, что нам не нужно появление еще семи столиц, они не должны обрастать большим аппаратом. Но они им обрастают. Я понимаю, центр - в Москве, туда со всей страны собирали и собирают подготовленных людей. Но можно ли подобрать в Нижнем Новгороде столько умных людей, которые будут управлять не менее умными людьми в Казани, или в Уфе, или в Самаре? Ведь всех-то со стороны не возьмешь - очень накладно.
Хорошо, федеральные округа занимались приведением в соответствие регионального законодательства. Эта кампанейская работа, по сути, уже на исходе. Чем заниматься дальше? Все ищут, чем их занять, потому что федеральные министерства своих функций им не отдают. На местах свои функции мы им тоже не отдаем.
- Может быть, еще не поздно внести какие-то коррективы в работу аппаратов федеральных округов. Страна-то огромная, и промежуточные структуры все равно нужны.
- Можно было сделать так. Создать сильное территориальное управление при президенте России с подчинением президенту или руководителю аппарата. Далее. Подобрать в него с мест, если надо, и из Москвы очень опытных, знающих людей. Человек 40 было бы достаточно. Например, если из Татарстана взяли кого-то на уровне председателя правительства или хорошего директора - за ним можно закрепить какую-то национальную республику и область. Он ездил бы и смотрел: как состыкуются с местными органами федеральные органы власти.
Эти чиновники знали бы, как мы работаем, как работают федеральные структуры на местах, закрепленных территориях. Они имели бы возможность беседовать с людьми, будучи независимыми, не обремененными никакими штатами. Проблемы разрешались бы более эффективно, не вторгаясь ни в чьи полномочия. А кадры? Такой опытный человек нашел бы немало подготовленных людей на местах. Не надо было бы гадать, откуда и кого искать.
- Наверное, все эти идеи вошли в концепцию по разграничению полномочий между разными уровнями власти, которую вы подготовили для Госсовета по поручению президента?
- И не только эти. Нужно четко знать, кто за что отвечает на местном и федеральном уровне. Это и есть федерализм. Сколько можно устраивать на всю страну спектакль в "котельной"? Нет ответственных, нет четкого разграничения. Вот каждый раз президента и впутывают в эти дела.
- Тогда получается, что, резко критикуя идеи разграничения, главы других регионов фактически отказываются не только от федерализма, но и от своих собственных полномочий. А зачем вам тогда одному стоять на баррикадах? Ведь у Татарстана все равно останется свой особый статус в России?
- Я бы не смотрел на вещи так пессимистично. В Госсовете собрались очень опытные и мудрые люди.
Пятнадцать лет войны?
- Но вы сами все запутали. Кто принимает законы в пику федеральным - о земле, о собственности, многоженстве...
- За эти годы мы наплодили немало разных законов. Надо было удержать ситуацию, обеспечивать людей работой, создавать им необходимые жизненные условия. В условиях, когда два созыва подряд КПРФ владела большинством в Государственной думе, необходимые обществу продвинутые идеи законом не оформлялись. Поэтому и земельные законы появились с правом купли-продажи и в Татарстане, и в Самаре, и Саратове. Все шло от жизни.
- Но что-то надо и централизовать.
- Все написано в Конституции Российской Федерации. Конечно, проблемы обороны, денежной эмиссии, банковские дела - одинаковы для всех.
Но возьмите, например, закон о выборах. Такие законы должны быть рамочными. Нам должны сказать: это можно, а это нельзя, остальное - исходя из условий. Например, у нас в Татарстане два государственных языка, исходя из этого и смотрите. Или форма организации государственной власти на местах. Не может быть она одинаковой в Дагестане и в Татарстане. Там народностей-то живет во сколько раз больше!
- А вы не боитесь, что вас сознательно подталкивают к такому фрондерству в отстаивании уникальности Татарстана? Не останетесь один?
- Мы уже были в таком положении, даже в более острой политической ситуации. Если и мы об этом не будем говорить, то не построим нормальную Российскую Федерацию.
- А не хочется плюнуть и уйти? Пожить на пасеке?
- Это самое простое.
- 10 лет воевать...
- И собираюсь еще 5 лет бороться за строительство демократической Российской Федерации. Это благо не только для Татарстана, но и для всей России. Это плод моих глубоких размышлений. Я долго не решался - идти дальше или нет. Все мы во власть идем добровольно. Этого нам никогда нельзя забывать. Мы боремся за эту власть через альтернативу, через все преграды проходим. А взялся - не жалуйся. Не надо делать одолжения народу. Хорошо, я не буду отстаивать, другой не будет... Время идет. Может быть, не осознавая, мы увлечемся строительством похожего на то, что развалилось. Это опасно.
У нас тоже возникают проблемы, но это проблемы наши. Коль мы не входим, например, в РАО ЕЭС, почему я должен просить помощь по электрообеспечению где-то в центре? Буду считать оскорблением, унижением, если подобная информация где-то просочится. Это будет говорить о нашей несостоятельности. Президент России должен сказать народу: "Это не мой вопрос". И разберитесь с Шаймиевым те, кто его избирал. Вот мы и разбираемся.
Недавно подняли в воздух новый самолет - Ту-214, новый вертолет "Ансат", работаем над освоением среднемагистрального самолета Ту-324. Наши заводы, НИИ, КБ готовы с ходу подключиться и решить задачи оборонного заказа. Мы знаем, что делать.
Смотрите также:
- Бюрократическая прослойка парализует массы. Инициатива и предприимчивость →
- КОММЕНТАРИЙ НА АКТУАЛЬНУЮ ТЕМУ. Согласие. С кем и ради чего? →
- О власти и привилегиях →