Принц был нищим и получал по шее

   
   

НА ЧЕМПИОНАТЕ мира - 2001 по фигурному катанию в канадском городе Ванкувере золотую медаль уверенно завоевал 18-летний россиянин Евгений ПЛЮЩЕНКО.

У БОЛЕЛЬЩИКОВ, конечно, еще на памяти его недавнее чемпионское катание. Дело даже не в отточенной технике, виртуозном исполнении уникальных по сложности каскадов прыжков. Просто все видели, с каким азартом Плющенко рассекал коньками ванкуверский лед: скользя, взлетая и вращаясь, он, конечно, не думал о медалях. Он по-настоящему ловил кайф! И зрители кайфовали вместе с ним.

Пытка испанским сапогом

ВРЯД ли кто станет спорить: спортивная жизнь фигуриста Плющенко складывается на редкость ярко. Но мало кто знает, что в свои 18 лет Женя уже несколько раз решал завязать с этим красивейшим видом спорта. На то были разные причины.

В Волгограде, где Евгений жил с родителями до переезда в Санкт-Петербург, девятилетнему мальчишке довелось встать в непривычные для него новые коньковые ботинки, которые оказались очень жесткими. Прежде он катался в чешских "Ботас" - мягких и удобных. Первый тренер юного фигуриста Михаил Маковеев сразу же заставил Женю выполнять прыжки. Ноги в "неразбитой" обувке, понятно, сразу покрылись кровавыми мозолями.

Не то что прыгать, ходить с босыми ногами было невозможно. Но тренер настаивал: давай! Плющенко в слезах снял ботинки, положил их на тренерский стол и заявил, что вообще кататься больше не будет. Наставник в ярости пробурчал, мол, ну и пошел вон. Дома на семейном совете Женька грозился податься в футбол, как все нормальные пацаны, но... Через неделю позвонил тренер, сказал, что он неправ, и попросил вернуться.

Несложно догадаться, как доставалось "на орехи" одиннадцатилетнему пареньку, когда он один, без родителей приехал жить, учиться и тренироваться в Питер. В группе Алексея Николаевича Мишина, знаменитого тамошнего мэтра, Женя был самым молодым, а рядом - Алексей Урманов, тот же Леша Ягудин, другие уже более или менее известные на льду ребята. Как раз в то время Урманов выиграл на Играх в Лиллехаммере золотую олимпийскую медаль.

Как признался Плющенко, ему, "шнурку", как водится, в группе спуску не давали. Бывало, что и по шее от старших получал. В общем, пришлось до крови из носа добиваться, чтобы окружающие за своего признали, относились с должным уважением. По молодости Женька во всем копировал Урманова, подражал знаменитому чемпиону. Старался выполнять элементы, как он, повторял его движения. Годы кропотливой работы не прошли даром - появились первые заметные результаты.

Не все то золото, что блестит

А ХОРОШИЕ результаты в фигурном катании, помимо прочего, приносят и хорошие премиальные. Для примера, на чемпионате мира в Ванкувере фигуристы-одиночники, занявшие места с первого по третье, получили соответственно 55 тыс. долл., 33 тыс. и 22 тыс. баксов. А пары и танцевальные дуэты - по 82,5 тыс. долл., 49,5 тыс. и 33 тыс. "зеленых". Призовые на турнирах рангом пониже все равно значительны. Так что Плющенко, выигравший за последнюю пару лет уйму разных соревнований, юноша теперь небедный.

И нежадный. На все, что необходимо для нормальной жизни, Евгений деньги не экономит. Приобрел не так давно трехкомнатную квартиру в Санкт-Петербурге. В ней сейчас живут его, между прочим, неработающие родители. И безработица здесь ни при чем. Плющенко считает, что мать с отцом свое уже отвкалывали, теперь его дело помочь им. Хотя старшая сестра замужем и живет со своей семьей, Евгений о ней тоже не забывает. Впрочем, заметно, что и себе, любимому, он во многом не отказывает. Одно время даже на тренировках он катался, увешанный дорогими цепочками и браслетами. Тогда Женя, как бы подшучивая над собой, говорил, что ему нравится все, что блестит.

Цепочки и браслеты ушли с возрастом. Остались костюмы для выступлений, в которых по-прежнему немало блестящих элементов. Спросил у Евгения, чье это пристрастие - его или костюмеров.

- Не сумею даже толком объяснить, как такое получается, - сказал Женя. - Перед нынешним сезоном я просил тренера, мол, давайте обойдемся без излишнего сверкания. Но возникло "Болеро" в короткой программе, я там принц, куда ж без блестящей мишуры деваться? Неслучайно меня в свое время "золотым мальчиком" окрестили, а прозвищу нужно соответствовать.

В Ванкувере, как и на протяжении всего сезона, это соответствие у Плющенко получилось "на все сто".

Смотрите также: