ВЛАДИМИР Машков поставил в Московском Художественном театре им. Чехова спектакль "N 13". И да не обидятся на меня талантливые исполнители главных ролей Авангард Леонтьев и Евгений Миронов, повышенное внимание к постановке объясняется прежде всего именем режиссера.
Во-первых, Машков уже шесть лет ничего не ставил (его последняя работа в театре - "Трехгрошовая опера" в "Сатириконе"). А во-вторых, для работы над спектаклем Владимир специально выкроил время между съемками в Голливуде.
Дела в Штатах у него, судя по всему, идут совсем неплохо. Завершена работа сразу над двумя фильмами - "The Quickie" ("Халтура") у режиссера Сергея Бодрова-старшего, уже несколько лет работающего в Америке, и "Behind the Enemy Lines" ("За вражеской чертой") у ирландского режиссера Джона Мура. Впереди - участие в картине, в которой партнером Машкова будет известный актер Боб Хоскинс. На съемки этой ленты Машков улетел на следующий же день после московской премьеры своего спектакля, успев накануне ответить на вопросы корреспондента "АиФ".
Счастливая чертовщина
- ВОЛОДЯ, почему вы дали спектаклю такое странное название - "N 13"? Пьеса-то называется совсем иначе.
- А я люблю все, что связано с "номером". У меня уже есть один спектакль, в названии которого присутствует это слово, - "Смертельный номер". Теперь вот появился еще один. А с другой стороны, число тринадцать связано для меня с некоей чертовщиной, в последнее время имеющей особенность заканчиваться счастливо. Такое мистически забавное число. Это же не 666, а всего лишь 13, которое в нашей стране стало почти что семеркой, символом удачи. Оригинальное же название пьесы "Out of Оrder", что переводится как "Не работает", показалось менее подходящим.
Все названия - и фильмов, приведенных выше, и пьесы - Машков произносит вначале на английском, а затем тут же дает русский перевод. Некоторые критики уже поспешили написать, что Машков - уже не совсем русский режиссер, так как попал под влияние штатовских методов работы. Сам же он категорически не соглашается, когда слышит в свой адрес нечто подобное. Даже раздражается.
- Да не живу я в Америке, поймите. Я туда просто езжу на работу, как на "Ленфильм" или "Казахфильм". Голливуд - не более чем одна из частей моей работы. И никакой "голливудской системы" не существует. Просто там люди более честно относятся к делу и максимально вкладываются в работу. Вот и все.
- Вы можете сформулировать основное отличие наших актеров от американских?
- Нас нельзя сравнивать. Мы живем на двух разных планетах. Несоединимые ни при каких обстоятельствах, с разными системами ценностей. Говоря "Голливуд", подразумеваем прежде всего "кино". Потому что драматического театра на той стороне океана не существует как вида искусства. Это закрытая тема. Американцы живут в стране непуганых идиотов и театром вообще не интересуются.
Да, на Бродвее есть театры, но они вмещают человек тридцать - пятьдесят. И наш театр с ними не сравнить. Семнадцать лет назад я был в Лондоне на премьере спектакля "Венецианский купец" с Дастином Хоффманом в главной роли. Никто не спорит, что он - блестящий артист. Но в театре Хоффман смотрелся вяло и невзрачно. Потому что кино и театр - разные вещи.
Вообще в мире существуют всего три театральные страны - Англия, Польша и Россия. В Америке не найти актеров, равных нашим.
- Значит, действительно русские актеры самые лучшие?
- Так говорить нельзя. В творчестве все субъективно, и, на мой взгляд, никто не вправе сказать, что он - лучший. Можно быть только одним из лучших. Так вот мы - "одни из".
Жизнь без авторитетов
- КТО на сегодняшний день является для вас авторитетом?
- Что вы имеете в виду под этим словом?
- Человека, поступки которого являются примером.
- Нет, такого человека у меня нет. И никогда не было.
Идеалом актера для Машкова является... джинн из сказки об Аладдине. "Потому что он может все, - говорит Владимир. - Может быть кем угодно и каким угодно. Актер - это джинн. Волшебник".
Таким джинном можно назвать и самого Машкова, который тоже умеет быть все время разным. Работать и при этом абсолютно не задумываться об успехе. Он понимает, что успех нужен. Но головокружений от триумфа у Машкова, похоже, не бывает. "Успех может вскружить голову только тому, кто ни хрена не делает".
Если считать деньги эквивалентом успеха, то Владимир - человек суперуспешный. Сумму своих гонораров он, ссылаясь на коммерческую тайну, не называет, но и от звания одного из самых высокооплачиваемых актеров не отказывается. Правда, всегда скромно добавляет, что получает "меньше Сильвестра Сталлоне".
- После назначения Олега Табакова художественным руководителем МХАТа им. Чехова многие были уверены, что вы вместо него возглавите "Табакерку". Говорили даже, что Табаков вел с вами переговоры, но все уперлось в деньги.
- Никогда в жизни мне этого никто не предлагал.
- А если предложат?
- Проблемы нужно решать по мере их поступления. Я человек реальный и в этом смысле очень самостоятельный.
Расспрашивать Машкова о личной жизни - дело бессмысленное: все равно ничего не расскажет. Известно лишь, что сегодня он не один. "Я вообще по жизни должен быть со спутницей. Не переношу одиночества". А еще достоверно известно, что его дочери от брака с актрисой Еленой Шевченко Маше в этом году исполнится 16 лет.
"Я сам"
В ОДНОМ из недавних интервью Машков четко сформулировал цель своей жизни - получить максимальное удовольствие за минимальный промежуток времени. А для этого ему приходится много работать ("Раньше я стрелял в цель из пулемета, а сейчас - из снайперской винтовки") и действовать самостоятельно.
- Я никогда ни от кого ничего не ждал и не жду. Если мне когда-нибудь будет что-то нужно, я все сделаю сам. Вообще в этой жизни я занимаюсь только тем, что мне нравится. И в Америку поехал только потому, что мне это интересно. А вовсе не из желания кому-то что-то доказать.
- Что из американской жизни вам бы хотелось позаимствовать?
- Массу вещей. Одно из достоинств американцев - огромное количество специалистов узкого профиля. Я, например, не люблю многостаночников. Считаю, что краснодеревщик не должен делать табуретки. Я поэтому и в своих спектаклях не играю. Понимаете, у режиссера совсем другой глаз, и, оказавшись на сцене как актер, я не смогу руководить процессом.
Американцы это прекрасно понимают. На съемочной площадке каждый отвечает за что-то одно. Например, за пепельницу. И если с ней что-то произойдет, человек сам пишет заявление об уходе. И это вызывает у меня уважение.
- Американцы помешаны на здоровом образе жизни. А вы трубку курите...
- Так я же не взатяг, а это не считается. Трубка для меня - не курение, а скорее хобби, которое, наоборот, притормаживает меня и не дает возможности ошибиться и сделать неверный шаг.
Смотрите также:
- ТЕАТР. Г. Волчек, режиссер: "Мера всех вещей - человек" →
- Денис Евстигнеев: Не хочу снимать чернуху →
- Нештатный Суханов →