В театральной Москве - событие: в театре "Современник" состоялись две премьеры - "Плаха" по роману Ч. Айтматова и "Звезды на утреннем небе" А. Галина. Поставила оба спектакля народная артистка РСФСР Г. ВОЛЧЕК.
Разные темы, разные драматурги... Но есть в этих спектаклях общее - они по- настоящему остросоциальны, точно определяют градус духовной жизни нашего общества сегодня. Спектакли эти задевают за живое, не дают покоя, заставляют думать, переживать, вновь и вновь возвращаться к ним. Наверное, по поводу этих премьер будут споры. Ведь "Плаха", например, до сих пор вызывает самые противоречивые мнения. Отношение критики к этому произведению Ч. Айтматова полярно. Единодушно за него выступает только читатель - книгу не достать. А вот теперь и зритель: спрашивает лишний билетик далеко на подступах к театру, значит, работа, проделанная "Современником", ему интересна.
Наш корреспондент В. Торопов обратился к Г. ВОЛЧЕК с просьбой рассказать, как задумывались и воплощались эти спектакли.
Г. ВОЛЧЕК. "Плаха" - это самый трудный спектакль в моей жизни. Причем не только из- за сложности темы, но и потому, что мне с каждым годом труднее работать в своем театре. Небезвредной оказалась планомерная работа критики против меня. Эта критика западала в душу артистов подсознательно. Это не значит, что меня не любят артисты. Думаю, наоборот! Но конфликт между актером и режиссером, навязанный критикой, является самым сложным, я бы даже сказала, преступным, какой только может быть в театре. Я имею в виду не "Современник", а театр вообще. Если артист стал выяснять с режиссером позиции - кто главнее - это изначально гибельный спор. Без моста "актер - режиссер" театр существовать не может. Если он не погиб от конкуренции телевидения и кино, то он может погибнуть от этого навязанного конфликта. /
КОРР. Вернемся к "Плахе". Как вы решились поставить этот спектакль?
Г. ВОЛЧЕК. Когда я прочитала роман, у меня возник какой-то душевный импульс. Я не знала еще как, но я знала, что я хочу сделать. Знаете, для меня всегда внутри одной пьесы есть пьеса вторая, не знаю, какая важнее... Наверное, так происходит и у любого режиссера. Я как-то сразу представила храмовое пространство. У меня родилась идея, что это будет притча. Соответственно, сразу отпали многие линии романа. Поэтому мы уточнили - "страницы из романа".
КОРР. Тем самым был сделан очень точный шаг.
Г. ВОЛЧЕК. Да, недавно я разговаривала с Ч. Айтматовым, и он тоже считает, что это наилучший вариант преподнесения "Плахи", если уж ее вообще переносить на сцену.
Очень мне помог композитор Э. Олах. Он предложил звук, который создает напряжение, нерв, какую-то неформулируемую тревогу. Мне кажется, что сохранилась главная тема романа - как человеку быть человеком.
КОРР. Кстати говоря, один из расхожих театральных мифов, что вы потеряли "линию волков".
Г. ВОЛЧЕК. Это противники спектакля говорят, что потеряли. А многие зрители утверждают, что хотя волков на сцене и нет, но они словно незримо присутствуют. И это, конечно, не случайно. Валентин Гафт, который играет Бостона Уркунчиева, записал волчий вой. Колоссальную помощь в осуществлении спектакля мне оказал замечательный художник Д. Боровский. Он очень точно понял идею - дать разорванный крест и возможность этот крест соединить в конце спектакля, чтобы закрыть им все сценическое пространство.
Критика в основном пока молчит, но я думаю, что скоро обрушится и на "Плаху". Я даже знаю, кто что напишет, кто в чем обвинит "Современник". Поэтому я уже давно не читаю театральную прессу и просто удивляюсь мужеству тех молодых критиков, которые не боятся указать доброе слово о нашем театре. Я знаю немало людей, которые защитили диссертации на том, что хулили "Современник".
КОРР. Давайте поговорим о персонажах, об актерах. Мне кажется, очень точен выбор Михаила Ефремова на роль Авдия Каллистратова.
Г. ВОЛЧЕК. Это очень сложная роль. Это самый неосязаемый, так сказать, бесплотный образ, скорее функция, чем человек, в отличие от Бостона Уркунчиева. Я понимала, что тут могут быть лишь два пути: либо найти такую индивидуальность, как молодой Смоктуновский, - странную, несколько инфернальную, с обостренной чувствительностью личность, которой спишешь за странность все поступки.
Либо, наоборот, это должен быть современный, сегодняшний парень, который не может больше терпеть ложь, ханжество, сложившиеся стереотипы, существующие и в церкви, и в жизни. Миша Ефремов, на мой взгляд, такой вот современный человек. При этом в его индивидуальности есть ранимость, чистота, которая нужна для этой роли. Я знаю, что он далеко не всех убедил. На первых порах в спектаклях он действительно не набрал той высоты, которая есть в его исполнении сейчас.
КОРР. Мне кажется, у него есть черты Гребенщикова, Макаревича. Это молодой интеллектуал, он не загримирован под это специально, он очень современен по сути, по нутру. К тому же это редкий пример на нашей сцене, когда молодой герой по-настоящему молод.
Г. ВОЛЧЕК. Так получилось, что через тридцать лет в "Современник" снова пришел Ефремов, на сей раз его сын. Так закольцовывалась судьба... Я хочу, чтобы Михаил в этом сезоне сделал спектакль в большом "Современнике", соединив ребят из своей студии с нашими артистами.
КОРР. Галина Борисовна, расскажите о спектакле "Звезды на утреннем небе".
Г. ВОЛЧЕК. Это спектакль о людях неустроенных, о тех, кто долгое время был и в то же время как бы не был в нашем обществе, - проститутках, спившихся женщинах...
Здесь мне пришлось создать такие искусственные условия для выхода спектакля, как скорость. Сделала я это умышленно. Я хотела, чтобы актерам заниматься своими теоретическими изысканиями было просто некогда.
Для меня эти два спектакля - "Плаха" и "Звезды..." - в первую очередь связаны одной мыслью. Их объединяет одна тема - тема человека, который и есть мера всех вещей. Мы обращаемся к темам, ранее запретным, не потому, что сладок запретный плод, а потому, что картина мира не может быть полной, если зрение художника избирательно.
Я считаю, что та последняя фраза, которой у нас заканчивается "Плаха", определяет всю нравственную позицию человека, его жизненные устремления: мы за все в ответе, что натворили на этой земле!