ХОТЯ еще многие люди по привычке называют Сергея ПРОХАНОВА "усатым нянем", все больше и больше театральных зрителей воспринимают его совсем в ином качестве: создателя и руководителя одного из самых юных и романтичных московских театров - Театра Луны.
- ЗА 10 лет работы в "Луне", во-первых, я понял, что режиссер - это человек, который отвечает за все. Раньше я приходил в кадр или выходил на сцену, играл то, что нужно, и мне было абсолютно все равно, что еще там происходит. А став режиссером, я обязан отвечать за ВСЕ. Во-вторых, научился брать людей на работу... и увольнять. Тяжелое дело! Еще я научился терпеть. Иногда даже предательство. Потому что есть ситуации, когда я не могу позволить себе обидеться, чтобы не нанести вред театру. Слава богу, я добился того, что театр у нас стал безынтрижным. В других театрах существуют какие-то кланы, у нас - демократическая диктатура. Говорю: "Ребята! Я за все отвечаю. Живите спокойно и не ругайтесь. Со всеми радостями и интригами давайте ко мне!" Есть роль - человек счастлив. Нет - просит дать в следующий раз...
- Если я не ошибаюсь, все спектакли Театра Луны поставлены вами по собственным пьесам? А ведь большинство московских театров в последнее время ринулось в классику...
- Классика - дело хорошее. Только я не люблю пьесы как таковые, если, конечно, это не Шекспир. А Шекспира уже слишком много поставили, пока не хочется повторяться. Стараюсь держать политику фантастического реализма, когда все почти то же самое, но как-то приподнято над ситуацией, все очень красиво. Путаем зрителям мозги. Им, в основной массе, это нравится. Но драматурга своего, как на Западе, у нас при театре пока нет. Буду рад, если найдем своего Горина - было бы значительно легче. Поверьте: писать - не моя страсть! Но видя, как "ломают перья" некоторые бездарные люди... У нас театр, к сожалению, бескулисный. Мы делаем "киношные" варианты спектаклей. И мне приходится самому монтировать сценарии, потому что драматурги не понимают, чего я хочу. Когда я пробовал давать писать кому-то другому, у меня многие артисты отказывались это играть. Я не мог это перенести на нашу сцену - замороченную белиберду, для которой нужен театр с кулисами, многочисленными входами, перепадами света... и всякой гадостью, которой у нас нет. Благодаря тому, что у нас нет комфортабельных условий, приходится что-то мудрить, исхитряться, придумывать какие-то лихие переходы... То есть все "извращения" нашего ума пошли от существующих неудобств.
- У вас очень яркая труппа: что ни актер, то звезда! Чем вы их привлекаете?
- Вероятно, я их прельщаю тем, что даю какие-то новые рисунки ролей, не типовые. И тем, что мы в каком-то смысле друзья, мы "одной крови" - близки по уровню, по духу. И если раньше было проблемой пригласить артиста, то сейчас наоборот - сами предлагают, чтобы я на кого-то что-то поставил, особенно когда встречаемся на фестивалях. Многие артисты считают, что в старых театрах скучно. Временами там что-то происходит, а потом опять скучно.
Конечно, хотелось бы из своего театра сделать маленький Кувейт - чтобы артисты много зарабатывали, чтобы мы не испытывали трудностей. Поскорей бы построить новое здание. И - побольше бы ставить, пока есть силы!