Фотопровокатор

   
   

МАКСУ Вадукулу - 40. Он, пожалуй, один из самых молодых модных фотографов в мире. "Модный" означает не только "фотографирующий моду", но и "талантливый, востребованный, хорошо оплачиваемый". Вадукул снимал супермоделей и политиков, святых и негодяев. Стинг, Мик Джаггер, мать Тереза, Жерар Депардье, Рудольф Нуриев, Михаил Барышников... Список его героев можно продолжать до бесконечности.

...В РОССИЮ Вадукул приехал на несколько дней - представить свою книгу фотографий и сделать фотосессию для отечественного варианта западного журнала. Макс снимал 10 русских актрис: Машу Миронову, Ингеборгу Дапкунайте, Надю Михалкову и других.

- Есть ли разница между актрисами русскими и западными?

- Огромная! Русским абсолютно наплевать на все эти пафосные церемонии типа "Оскара", от которых сходят с ума американки, к примеру. Они очень страстные, безумно красивые, обаятельные. Западная звезда приходит на съемку со свитой человек в 10 и начинает "играть звезду". Русская же просто встает перед камерой - и вот она вся, яркая, сильная личность. К тому же - чуть ли не впервые за 20 лет работы - они провоцировали меня, а не я их.

- Вам часто приходится провоцировать звезд, чтобы добиться нужного кадра?

- Все, что происходит во время съемок, очень инстинктивно. У вас в руках камера - и человек напротив. Нужно вытянуть тайные стороны его личности. Иногда самому приходится отдавать часть своей души, чтобы они согласились раскрыться в ответ. Пример - Труди Стайлер, супруга Стинга. Я очень хотел снять ее беременной и обнаженной, но она категорически отказалась раздеваться перед камерой. Пришлось мне раздеться первым.

- Что вас больше возбуждает: внешняя красота или то, что прячется под телесной оболочкой?

- Конечно, приятно фотографировать 16-летнюю девочку: она вся как едва распустившийся цветок. Но посмотрите на лицо матери Терезы - она не менее прекрасна, но это иная красота. Человек преображается перед камерой - в силу вступают какие-то потусторонние вещи. Фотография, словно лакмусовая бумажка, проявляет истинное содержание человека. Просто надо уметь это видеть.

- Люди часто удивляются или негодуют, видя, какими они получились на ваших портретах?

- У меня есть одна фотография Арнольда Шварценеггера - он ее ненавидит.

- Почему?

- Потому что он - часть большой американской машины, философия которой заключается в фразе: "Удачного тебе дня!" Но каждый день не бывает хорошим. Мне удалось застать Арни врасплох, когда он не играл, а жил - жил настоящими эмоциями, не экранными страстями. Шварценеггер стоит 25 миллионов долларов за фильм, но все же дал разрешение напечатать то, что выводит его из себя, - потому что даже суперзвезда должна уважать результаты чужого труда.

Скажу по секрету: с женщинами иметь дело гораздо проще. Все мужчины такие эгоистичные! Даже Клинт Иствуд - величайший талант. И величайший эгоист. Хотя без этого гигантского эго они просто не стали бы теми звездами, которыми стали.

Иствуд дал мне 60 секунд на съемку. Минута - это ничто! Но ровно через 60 секунд он посмотрел на меня своим характерным взглядом и сурово спросил: "Ну что, получилось?"

- Звезды часто капризничают во время съемок?

- Чем больше звезда, тем больше проблем. Аретта Франклин - вот это головная боль! Эта певица уже стала легендой, то, что она делает в соул-музыке, войдет в историю. На каждой фотографии она непременно хочет выглядеть королевой, хотя более скучное зрелище трудно придумать. Я смог обмануть ее - развил бурную деятельность, имитируя съемку, потом объявил, что съемка закончена. Аретта расслабилась, засобиралась домой - тут-то я и сделал нужный кадр.

- Вы работали с Михаилом Барышниковым?

- Барышников фантастичен! Он живет, словно качается на гигантских качелях - вверх-вниз, вверх-вниз... Я был на том легендарном спектакле, когда он танцевал под биение своего сердца, прижав к груди микрофон. Но во время съемки он может быть, как это по-русски?.. настоящей svolotch!

У меня есть "противоядие" против звездных капризов - я создаю на площадке абсолютный хаос и жду того единственного момента, когда звезда расслабляется. Только спонтанность интересна, она завораживает, к ней хочется возвращаться.

- При нынешнем уровне развития техники хороший компьютер может превратить плохую фотографию в шедевр?

- Есть фотография-иллюстрация, и есть фотография-эмоция. Для меня интересна и важна эмоция, умение поймать ускользающий момент. Технический аспект здесь не имеет значения.

Одну из моих первых работ я делал в 1984 году - снимал модели для Эдзи Ямамото. У меня даже фотоаппарата приличного с собой не было. Пока манекенщицам делали макияж, я взял выписанный мне аванс, помчался в магазин, купил "Никон" с одной-единственной линзой и сделал всю съемку одной-единственной камерой. Я имел минимум техники и ноль долларов в кармане, но съемка при этом была признана очень удачной - моя карьера пошла вверх.

- Что выразительнее - цвет или черно-белое изображение?

- Знаменитый режиссер Орсон Уэллс сказал однажды, что все великие актеры снялись в своих самых лучших ролях именно в черно-белых фильмах. В этом случае ты не обращаешь внимания на цвет чьих-то глаз или яркость одежд - ты видишь лишь чувства.

Смотрите также: