НАШ народ всегда отличался чувством юмора. Вот и 1 апреля, в День смеха, очень хотелось посмеяться. По телевидению, естественно, показали комедии. Какие же? Классику - "Этот безумный, безумный, безумный мир" Стэнли Кубрика (1964 г.), наш советский "Подкидыш" (1939 г.) с великой Раневской и ее бессмертным "Муля, не нервируй меня!", уморительные мультики "Серый волк энд Красная Шапочка" и про Гену с Чебурашкой. А дальше? Второсортные комедии, американскую и итальянскую, 10-летней и более давности, французский "Ужин с придурком" весьма среднего качества. Россию представил пошловатый "Маленький гигант большого секса" (1992 г.) по Ф. Искандеру с Хазановым в главной роли. Все. Обхохочешься. Как сказал бы Ослик Иа - "душераздирающее зрелище".
Неужели у нас исчезла комедия? Об этом мы спросили людей, умеющих смешить профессионально. И поинтересовались заодно: есть ли секрет, как это сделать?
Марк Захаров:
- ЧТО, хотите посмеяться? (Смеется сам.) Тогда надо набрать номер телефона Жванецкого, и, если он не в Америке, он скажет вам что-нибудь остроумное. А ощущения глобального кризиса жанра у меня нет. Но ситуация с юмором действительно изменилась. Потому что нет запретных тем. Пока. Или почти нет. Можно смеяться теперь над всем, включая правительство и ненормативную лексику.
Элем Климов:
- ДЛЯ того чтобы смешить профессионально, надо просто обладать чувством юмора, иронии и самоиронии. Самое главное - не напрягаться. Все должно происходить естественно. Напряжение, с которым вы будете пытаться кого-то рассмешить, всегда заметно, и зрителю сразу становится противно. А кризис - разве он есть? Ведь какие-то же комедии снимаются. Просто вообще настоящие комедии - явление очень редкое. Не только у нас, а во всем мире. Настоящих комедиографов можно по пальцам пересчитать.
Алла Сурикова:
- ЧТОБЫ меня рассмешить и чтобы я рассмешила, надо мне дать денег на кино. А комедий действительно нет - потому что наша сегодняшняя жизнь - смешнее, чем кино.
Виктория Токарева:
- ПРОФЕССИОНАЛЬНО рассмешить - это невозможно. Это все равно что искусственно оплодотворить. А так - никакого кризиса, по-моему, жанр комедии не переживает. Это все глупости.
Действительно, глупости. Просто юмор и смех прочно обосновались в среде сатириков, а вместо товарищей Саахова и Огурцова объектами юмора стали наши политики - "куклы". И вот пример: от души похохотать мы смогли-таки, отправившись 1 апреля на "Юморину" в Государственный Кремлевский Дворец. Похохотать на правительственной территории - уже кайф. Тем более что царил на этом шоу Михаил Задорнов, как раз над политиками-то и привыкший покуражиться. И, надо сказать, почти все выступления имели политический подтекст.
Впрочем, слава богу, у мэтра сатиры есть и продолжатели его славного дела: 24-летний пародист Максим Галкин с поразительной точностью имитировал голос Путина. Сергей Дроботенко уморил всех "вечным" сюжетом про тещу. Дуэт Евгения Шибагутдинова и Сергея Щеголихина и их "юмористический вокал", номера Святослава Ещенко, Елены Степаненко (супруги Евгения Петросяна) и множество других выступлений (а шоу длилось 5 часов) довели публику до состояния на грани истерики. Наверняка эти стены, в которых проходили партийные съезды, никогда не слышали такого хохота. Люди буквально хватались за животы и сползали с кресел. Иные рыдали от смеха. Дети повизгивали. Задорнов и Петросян даже решили засекать время: сколько человек может смеяться. Не удалось - смех звучал практически непрерывно. Так что не верьте, если вдруг кто-то будет объяснять вам с пеной у рта, что у нас юмора нет. Лучше расскажите анекдот - и на душе станет легче. Смейтесь, ведь пять минут смеха прибавляют месяц жизни.