Народное гулянье взаймы

   
   

Сегодня Сергей ДУБИНИН - зам. председателя "Газпрома". В августе 1998 года он, как глава Центробанка, входил в первую тройку лиц, официально ответственных за дефолт. Он и сейчас заметно нервничает.

- В ТОМ 1998 году царила атмосфера "народного гулянья на заемные деньги". Тратили больше, чем получали доходов. Чтобы восполнить бреши в бюджете, выпускали ГКО и брали кредиты у МВФ.

Долго так продолжаться не могло. Уже в ноябре 1997-го можно было проводить девальвацию рубля и объявлять неплатежеспособность казначейских облигаций. Но мы -Черномырдин, Чубайс и я - приняли решение попробовать еще раз сдержать курс рубля к доллару США и изменить ситуацию с бюджетом. Этого сделать не удалось.

Уход Чубайса, а потом Черномырдина только все ухудшил. Ельцин, видимо, сделал свой вывод: необходимо сменить кадры. А тут еще низкие цены на нефть - 9 долл. за баррель (сейчас мы ее продаем по 18 - 20 долл.).

Дефолт из-за Сороса

ВЕСЬ период с октября 1997 года по август 1998 года мы пытались не паниковать, не выдавать информацию в СМИ. В тот момент любое слово могло столкнуть камень...

И столкнуло. Как сейчас помню: я ушел в отпуск на неделю. Открыл однажды газету и увидел интервью Сороса по поводу ситуации в России. Прочел, свернул газету и поехал покупать билет в Москву. Стало ясно, что все посыплется: на следующий день после этого интервью западные инвесторы не вложат ни копейки в ГКО, нечем будет платить по ним проценты. И когда я ехал в машине в пятницу по Москве, у обменных пунктов уже стояли люди и покупали доллары. А играть резервом банка против всего населения невозможно - не те объемы.

- И все-таки есть мнение, что ГКО продолжали выпускать, потому что многие высокопоставленные чиновники лично играли на рынке...

- Ну, я не играл. Зачем других туда понесло, не знаю. Это было глупостью, но не преступлением: по закону чиновник не имеет права заниматься коммерческой деятельностью, кроме покупки государственных ценных бумаг.

И те, кто играл перед кризисом на понижение курса рубля, тоже не совершали преступления - это бизнес. Другое дело, если при этом они покупали информацию у кого-то из Центрального банка. Но мне такие факты неизвестны. Тем более что до 15 августа (субботы) решения о том, что мы меняем бюджетную и валютную политику, еще не было, значит, и на рынке таких сведений быть не могло.

В воскресенье, 16 августа, прилетела миссия МВФ и тоже участвовала в обсуждении. Международные эксперты были согласны с нами, что в этой ситуации деваться некуда. Но когда пришло время объявлять дефолт, они не дали согласия сослаться на Международный валютный фонд. По-чиновничьи я их понимаю: они боялись ответственности.

- А сами эксперты не были заинтересованы в таком развитии событий?

- Нет. Для них самих это был крах: их же потом сняли с работы.

- Сергей Константинович, нам МВФ дал транш в 4,8 млрд. долл. на поддержание рубля. Не раз приходилось слышать мнение, что, если бы эти деньги не украли, и дефолта бы не было...

- Была проведена проверка крупнейшей аудиторской компанией "Прайс Уотерхаус Куперз", Счетной палатой. И никто так и не нашел фактов, подтверждающих какие-либо преступления.

4,8 млрд. долл. действительно были получены Центробанком на поддержание курса рубля. Только на это. И мы с трудом уговорили переговорщиков один миллиард перебросить на бюджетные расходы. А дальше эти деньги были размещены в составе золотовалютных резервов, где они благополучно и оставались. Из резервов постоянно шла продажа валюты на поддержание курса рубля.

В момент кризиса все сломалось. И тот же банк "Империал" - пример чистого жульничества. Центральный банк ему перечислил валюту, а рубли взамен не получил. И такое наглое умыкание денег совершали многие банки в той или иной форме.

Дело "семьи"

- СУЩЕСТВОВАЛА база данных тех, кто играл на рынке ГКО...

- Это уже не секрет. И эту базу данных все видели.

- И вы?

- Да откуда я-то? Я же не в прокуратуре работаю. Я только ходил отвечать на их вопросы.

У меня есть информация, что кое-кому было выгодно начать дело против так называемой "семьи". И Гусинский подхватил это знамя: давайте, мол, разоблачать - Ельцина утопим, и будет новый контролируемый президент, сильно нам благодарный. Но почему Гусинский, потерявший в России весь свой бизнес, не вытащил компромат, если бы он у него был? Да и Скуратов, когда выдвигал свою кандидатуру на президентских выборах, тоже ничего не сказал. Доказательств не было - одна пропаганда. Поэтому, если и доказана неэффективность руководства ЦБ, то это еще не уголовное преступление.

Смотрите также: