ПРОЙДЕТ какое-то время, пока новые министры "рассядутся", войдут в курс дела и приступят к исполнению своих обязанностей. Как мы будем жить? На этот вопрос отвечают известные экономисты и политики.
Есть доходы - есть и кредит
Сергей ДУБИНИН, заместитель председателя правления РАО "Газпром":
-УГРОЗЫ столь глубокого падения рубля, как после 17 августа, нет. Этот этап мы уже прошли. Однако исполнять бюджет в ближайший год придется на фоне выборов - в Думу, потом президента. Значит, и требования отдать долги по зарплате, пенсиям будут возрастать. Конечно, их постараются гасить. Что, несомненно, "поможет" и росту цен, и росту курса доллара. Но не в разы.
В этом году иностранные инвесторы готовы были вложить в развивающиеся рынки от 20 до 30 млрд. долл. Россия при сохранении политической стабильности и при договоренностях с МВФ и Мировым банком могла рассчитывать на существенную долю этих средств. Но процедура импичмента, смена правительства - все это увеличивает политические риски.
Что касается кредитов от МВФ, то возможность получить их сохраняется. Фонду важно, чтобы мы показали, что способны увеличить доходы. Не хотите поднимать акцизы на нефть и водку - пожалуйста, действуйте другим путем. Все можно пересогласовать.
Рубль не упадет
Александр ПОЧИНОК, начальник департамента финансов аппарата правительства:
-ЦЕНТРАЛЬНЫЙ банк при желании может держать доллар на уровне 24-25 руб. сколь угодно долго. Объясняется это тем, что в последние недели ЦБ активно пополнил свои валютные резервы, скупая на бирже валюту. Кроме того, цены на нефть и газ на мировых рынках выросли, что увеличило валютные поступления от экспорта.
Кроме того, в мае нам предстоит платить внешним кредиторам не 4,6, а всего 1,5 млрд. долл.
Доллар пополз бы все равно
Александр ЛИВШИЦ, президент фонда "Экономическая политика":
-НАИБОЛЬШИЕ опасения вызывает снижение курса рубля. Сама по себе смена правительства тут ни при чем. Для того чтобы снежная лавина пошла с горы, нужно, по крайней мере, чтобы на вершине был снег. В середине мая рублевая лавина в любом случае начала бы двигаться вниз. Это связано с эмиссией, с тем, что Центробанк был вынужден выбрасывать на рынок рубли: покупать валюту - платить внешний долг.
За последние пару недель, по моим данным, Центробанк купил примерно миллиард долларов, на что потребовалось 25 млрд. рублей. Эти деньги нависли над рынком. Большая "снежная шапка" была видна еще до отставки правительства Примакова. Когда-то она должна была поехать. А политические события у подножия горы лишь вызвали сотрясение, и лавина двинулась. Но она не будет ехать с ускорением: гора у нас такая чудная, со ступеньками. Скоро будет ступенька, когда банки соберут заработанную прибыль и отступят в сторонку посмотреть, что будет дальше. В случае отсутствия реакции ЦБ лавина пойдет на следующую ступеньку. Если Сергей Степашин срочно не заявит о преемственности одобренного МВФ курса и не рассадит по местам вице-премьера по экономике и министра финансов, то до конца мая можно запросто доехать и до "тридцатника" за доллар.
Прогноз по инфляции сделать трудно. Есть инфляция Госкомстата (в пределах 3%), а есть инфляция конкретного человека. Люди подсчитывают, насколько подорожали хлеб, мясо, яйца, сахар, молоко. Получается, что цены в апреле выросли не на 3%, а на все 10 и даже 15%. Я не склонен оспаривать цифры Госкомстата, но думаю, что майская инфляция в свете политических событий будет побольше, чем 3%.
Ничего существенного не произойдет
Александр ФРЕНКЕЛЬ, доктор экономических наук, Институт экономики РАН:
-НАБЛЮДАЮЩИЙСЯ сейчас некоторый рост курса доллара носит временный характер. Для обвала рубля нет экономических оснований. За нас - повышение цен на нефть и некоторые другие экспортные товары. По нашим прогнозам, к концу года мы должны заработать около 29 млрд. долл. А поскольку в настоящее время действует достаточно жесткое валютное регулирование, немалая часть этих денег попадет в распоряжение Центрального банка, что позволит держать курс рубля под контролем. Видимо, к концу полугодия он не превысит 26,7 - 27 рублей за доллар. К концу года в результате плавного повышения курс составит 34 - 36 рублей.
Политический кризис, конечно, сыграл свою роль, однако не настолько, чтобы люди бросились скупать валюту. Инфляция в мае - июне будет расти теми же темпами, что и в марте - апреле: примерно 2,5 - 3%. В четвертом квартале возможно некоторое усиление инфляции, в результате чего она достигнет уровня 68 - 70% за год. Не произойдет серьезных катаклизмов и в реальном секторе экономики, есть даже вероятность, что сокращения производства в сравнении с 1998 годом не произойдет. Хуже обстоит дело с уровнем жизни населения. Денежные доходы сократятся на 13%. Хотя задолженность по заработной плате и пенсиям будет снижаться, ее величина к концу года будет достаточно велика.
Шокотерапия - не наш метод
Сергей ГЛАЗЬЕВ, доктор экономических наук:
-ПОТЕНЦИАЛ экономического подъема, который обозначился в бытность правительства Примакова, едва ли будет полностью реализован.
Я думаю, что большинство бизнесменов сегодня могут приостановить свои инвестиционные программы до внесения ясности. Курс рубля целиком и полностью будет определяться политикой Центробанка. А мы до сих пор не знаем, как Центральный банк проводит операции на валютном рынке. Расследование комиссии Совета Федерации по следам событий 17 августа показало, что при г-не Дубинине никакого контроля за операциями Центробанка на валютном рынке практически не существовало. Что сейчас делает команда Виктора Геращенко, опять-таки неизвестно.
Если в правительстве Степашина сохранится преемственность экономического курса на стимулирование роста отечественного производства, тогда можно ожидать, что оживление продолжится. Если же в правительство вернутся "шокотерапевты" из команды Чубайса - Гайдара, то это будет означать только хаос в экономике, новые авантюрные эксперименты по рецептам "вашингтонского консенсуса", свертывание инвестиционных программ, очередной виток падения производства.