Примерное время чтения: 4 минуты
112

С МАЯ ТЕМПЫ ИНФЛЯЦИИ В РОССИИ СНИЖАЮТСЯ. Чтобы рубль стал деньгами

Прогремевший несколько месяцев назад скандал - открытый конфликт между назначенным на пост вице-премьера Б. Федоровым и Председателем Центрального банка В. Геращенко вызвал недоуменные вопросы и в России, и за рубежом. Можно ли иметь здравую финансовую политику, если не могут договориться основные ее проводники? На днях обнародовано совместное заявление правительства и ЦБ. Вот что говорит об этом вице- премьер, министр финансов Б. ФЕДОРОВ.

ЭТО, по-моему, историческое событие. По существу, почти все, что я предлагал с начала года, В. Геращенко принял.

ЦБ согласился на единый плавающий курс, постепенную отмену экспортных квот, поквартальные лимиты кредитования. Будем сокращать импортные субсидии, дотации по сельскому хозяйству и угольной промышленности, хотя это и наиболее болезненные вещи. Установим мораторий на новые государственные расходы, будем сокращать различные налоговые льготы,, наращивать валютные резервы государства. Предпримем попытку постепенно ликвидировать систему централизованного экспорта. Командной экономики, снимем валютные ограничения в целях либерализации внешнеэкономических связей.

В отношениях со странами СНГ достигнут существенный прогресс. Только что я встречался с премьером Таджикистана: мы начинаем переоформление всех прошлых технических кредитов на основе нормальных межгосударственных соглашений, с фиксацией их сумм в иностранной валюте, в долларах. Все новые соглашения будут заключаться в рамках лимита, утвержденного нам Верховным Советом. Наше предложение - 800 млрд. рублей на второе полугодие.

В ПЕРВОМ полугодии эта сумма составила 860 млрд., вы понимаете, что с учетом инфляции это резкое сокращение. Мы настаиваем на том, чтобы начинать широкий переговорный процесс по рублевой зоне, по бюджету, по таможенной, валютной, финансовой, налоговой политике. Если "кто-то действительно хочет быть в рублевой зоне, пусть примет определенные обязательства. Пока что она зиждется больше на политических лозунгах.

Все эти принципиальные вопросы отражены в совместном заявлении, что дает основу для движения вперед. Тем не менее я остаюсь при своем мнении, что ЦБ не в полной мере выполняет законы, что банк еще не играет той роли в экономике, которую он призван играть. ЦБ имеет огромные полномочия по валютному законодательству, по денежной системе.

Возьмем такой вопрос, как зарплата. В отличие от Минфина ЦБ может платить сотрудникам любую зарплату. Специалисты, которые получают в коммерческом банке по 2000 долларов, в Минфине должны довольствоваться, условно говоря, 80 долларами. Понятно, что в этой ситуации здесь остаются либо энтузиасты, которые работают потому, что у них есть гражданская позиция, либо потому, что это им интересно. Забота о государственном аппарате - это принципиальный вопрос.

- В прошлый раз в интервью "АиФ" вы говорили, что для любого правительства важно иметь период стабильности, хотя бы шесть месяцев, иначе ничего невозможно cделать. Дает ли, по вашему мнению, заявление основание для стабильной финансово-кредитной политики на ближайшие несколько месяцев?

- Оно закладывает определенную основу. Если с 22 мая по 31 декабря мы бы действительно воздержались от принятия политизированных решений в области экономики и финансов, то при существующей ситуации могли бы выйти в конце года на неплохие результаты: 5% инфляции в месяц -это не предел моих мечтаний.

- Предусматривает ли заявление допуск западных банков на валютные аукционы?

- Да, с 15 июля иностранцы смогут продавать валюту, а с 1 сентября - покупать ее. Это принципиальный момент. Если западный банк, вместо того чтобы участвовать в сомнительных операциях, может свободно через уполномоченный банк прийти на валютную биржу, продать свои доллары и официально получить рубли, то это означает только, что рубль становится деньгами. Я не понимаю, почему эти решения нельзя было принять два года назад. Я прекрасно помню 90-й год, когда я на свой страх и риск стал давать разрешение коммерческим банкам открывать рублевые счета иностранцам. Какой был скандал!

- Ваш прогноз курса доллара.

- Я бы воздержался от всяких прогнозов. Прогноз можно делать только в том случае, если проводится стабильная денежная и финансовая политика. Уровень курса не имеет большого значения. За первые пять месяцев он четко следовал инфляции. Повысились на 25% цены, и курс упал на 25%. Если мы собьем инфляцию, то, естественно, остановится падение курса рубля.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно