СОВРЕМЕННЫЕ самолеты напичканы электроникой, но она никак не контролирует работу главной "детали" воздушного судна - пилота. И вот опять: при заходе в иркутский порт экипаж Ту-154 неадекватно среагировал на сигнал приборов.
ЭКСПЕРТЫ утверждают, что при схожих обстоятельствах происходит больше половины всех авиакатастроф. Приборы выдают информацию о состоянии самолета, а пилот решает, как поступить, и в экстренных ситуациях часто ошибается. Острее всего эта проблема стоит в военной авиации.
Именно для боевых самолетов специалистами из компании "Русские системы" была разработана уникальная система безопасности полетов, аналогов которой сегодня нет в мире. Комментарии специалистов - восторженные. Компьютер с помощью специальных датчиков будет следить за состоянием пилота и, более того, фиксировать все его действия на видеокамеру. В случае "отключения" или неадекватного поведения пилота он будет брать на себя управление самолетом до тех пор, пока летчик не сможет контролировать ситуацию самостоятельно.
Военное начальство прикинуло: если прибор стоимостью до 100 тысяч долларов сможет хотя бы вполовину сократить число катастроф самолетов стоимостью во многие десятки миллионов каждый, его нужно внедрять. Но активная система безопасности полетов сегодня легко может быть установлена и на пассажирские лайнеры. Причем страховые компании, которые выплачивают многомиллионные компенсации за разбившиеся самолеты, могут рублем заставить авиаперевозчиков внедрять новую систему. Есть надежда, что совсем скоро "человеческий фактор" в воздухе будет сведен к минимуму.