Примерное время чтения: 3 минуты
145

"Колумбии" давно было пора в музей

МЫ обратились к летчикам-космонавтам России с вопросами: станет ли гибель "Колумбии" началом заката эры космонавтики? Можно ли было что-либо сделать и спасти экипаж?

Магомед ТОЛБОЕВ:

- РИСК, связанный с катастрофами и авариями, - неотъемлемая часть космонавтики. Так что ее заката не будет. В США сделают определенные доработки конструкции корабля. Сиюминутная "выгода" для нас, может, и появится. Но на каких-нибудь пару лет. Более востребованными станут наши "Прогрессы" и "Союзы". В целом же темпы освоения космоса теперь снизятся.

Как специалисту, мне было видно, что челнок погиб в результате катастрофического процесса горения при вхождении в плотные слои атмосферы. То ли обшивка не выдержала температурного режима, то ли произошла ошибка в траектории снижения. А отклонение от нее всего на 1 градус дает повышение температуры поверхности корабля на 1000°.

Был ли у команды шанс спастись? Нет, ситуация была безвыходная. Катастрофа произошла на самом жестком участке - "плазменном". Температурная нагрузка днища корабля - несколько тысяч градусов. Так что у них не было шансов на спасение ни корабля, ни собственных жизней.

Александр СЕРЕБРОВ:

- ОЧЕВИДНО, мы должны начать производить больше кораблей, особенно грузовых. Европейский "грузовик" еще нужно испытывать. Пока он не готов, и производство его очень дорогое. Для того чтобы обеспечить бесперебойную работу в космосе, нужно не менее 4 "Прогрессов", 3 "Союзов" в год. На этом минимуме мы продержимся.

Нужно сказать и нехорошие слова в адрес НАСА. Там чересчур понадеялись на американскую технику. Но "Колумбия" летала уже 22 года. Ей давно пора в музее стоять. Металл-то в любом случае устает. А проверять каждую керамическую термозащитную плитку обшивки очень дорого, даже для американцев. Так что в ближайшие год-два снабжение МКС будет проходить в основном при помощи России.

На мой взгляд, основная причина катастрофы - старость "шаттла". В результате сокращения бюджета НАСА, видимо, не были детально проведены регламентные работы по проверке прочности закрепления плиток. Если хоть одна из них отвалилась, то при пике нагрева металл прогорает моментально. Он и на земле хорошо горит, даже без тепловых перегрузок. А на высоте 60 км достаточно маленькой трещины - и гибель практически неизбежна. В таких случаях не спасает даже капсула.

Муса МАНАРОВ:

- ВСЕ равно будущее - за пилотируемыми кораблями. Конечно, "шаттл" устарел. Но даже если построить корабль новый и современный, риск аварии не исчезнет. Что касается обслуживания МКС, то оно могло бы происходить при помощи наших кораблей. Но все опять упрется в финансы.

Гибель космических аппаратов связана еще и с тем, что их средства защиты ограничены в весе. Экономят буквально на всем, иначе никаких денег не хватит на вывод очень тяжелого корабля в космос. В принципе мог произойти и взрыв на борту. К примеру - электромеханического генератора, который работает на водороде и производит электричество, сжигая водород в кислороде.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно