РАБОТА в открытом космосе... Ее еще только осваивают космонавты. Человек всякий раз покидает корабль или орбитальную станцию для выполнения новых, более и более сложных заданий. Его труд - подвиг первопроходца, не просто познающего доселе неизведанное, но и крупица за крупицей накапливающего опыт внеземной созидательной деятельности человечества, опыт таких не внесенных пока в официальные реестры профессий, как космические ремонтники, монтажники и т. д.
Вспомним: девятнадцать лет назад первый в истории нашей планеты межзвездный "шаг" сделал советский космонавт А. Леонов. Он пребывал вне корабля 12 минут и удалялся от него на расстояние до пяти метров.
Тогда это казалось просто невероятным. Однако вскоре мир с изумлением узнал о новом выдающемся достижении отечественной космонавтики: А. Елисеев и К. Хрунов совершили групповой переход из корабля в корабль через открытый космос. И если выход А. Леонова был своеобразной проверкой возможности человека жить и работать в условиях глубокого вакуума, резких перепадов температуры и космических излучений, будучи защищенным лишь скафандром, то вторым "шагом" явилось уже выполнение конкретной операции. Ее можно назвать проигрыванием не исключенной в космическом полете аварийной ситуации. По одновременно эксперимент подтвердил и принципиальную возможность участия космонавтов в различных монтажно- строительных работах на орбите.
Далее последовали опыты по сварке, резке и обработке металлических и неметаллических материалов в космосе различными способами. Одним словом, шла серьезная подготовка к практической хозяйственной деятельности в космическом пространстве, да и к вероятным, как выражаются специалисты, нештатным ситуациям - тоже.
А такая ситуация, вы помните, случилась в 1979 г. почти в самом конце 175-суточного полета В. Ляхова и В. Рюмина. Тогда при отстреле огромная сетчатая антенна радиотелескопа зацепилась за крест стыковочной мишени, помогающей космонавтам точно нацеливать корабль на последнем этапе "причаливания" к орбитальной станции. Последствия могли быть весьма неожиданными, если бы В. Рюмин не пробрался на корму станции и, орудуя бокорезами, не освободил антенну. Сделать же это в условиях невесомости, будучи облаченным в космические доспехи, оказалось очень непросто, несмотря на то, что ситуация, как всегда, в мельчайших подробностях проигрывалась на земле.
Приобретенный опыт пригодился В. Ляхову и А. Александрову в 1983 г., когда они к одной из солнечных батарей "Салюта" подключали, предварительно установив и развернув, две дополнительные панели. Работа требовала большого напряжения и точности. Чтобы ее выполнить, космонавтам понадобилось дважды покидать станцию и пробыть вне ее в общей сложности почти 6 часов. В итоге повысилась возможность системы электропитания "Салюта" для проведения научно-технических исследований и экспериментов, а также были получены практические навыки для последующего расширения строительно-монтажных и ремонтно-профилактических операций в открытом космосе.
С КАЖДЫМ разом время пребывания человека в открытом космосе увеличивается прямо пропорционально усложняющимся задачам. Уникальные операции постепенно становятся привычными и входят в арсенал необходимых действий экипажей по обслуживанию находящейся в полете космической техники. Подтверждением тому является и успешно проходящий эксперимент но выполнению ремонтных работ на орбитальном комплексе "Салют-7" - "Союз Т-11" - " Прогресс-20" космонавтами Л. Кизимом и В. Соловьевым. Четыре выхода уже совершили они в открытый космос и пробыли вне станции 14 часов 45 минут. Столько времени понадобилось им, чтобы провести соответствующую подготовку, вскрыть стеклопластиковый кожух агрегатного отсека, заменить один из клапанов и участок на магистрали окислителя, проложить вторую дополнительную магистраль и привести все в первоначальный вид.
При этом Л. Кизиму и В. Соловьеву понадобилось, пробираясь от переходного к агрегатному отсеку (почти вдоль всего комплекса), тащить на себе лестницу-трап и громоздкую связку специального инструмента - три притороченных друг к другу контейнера, (см. схему).
СХЕМА КОСМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА "САЛЮТ-7" - "СОЮЗ Т-11" - "ПРОГРЕСС-20"
Однако, прежде чем приступить к сложнейшим работам, космонавтам необходимо было еще приготовить опорную площадку, ибо без фиксации и упора в невесомости невозможно отвернуть даже обычную гайку - будешь сам крутиться вокруг нее, скользя по гладкоq наружной поверхности станции, какая была в месте выполнения запланированных работ. К тому же свобода действий сковывалась, как мы уже говорили, космическим облачением и двадцатиметровыми фалами, соединявшими Л. Кизима и В. Соловьева с орбитальным комплексом. Если, скажем, в земных условиях, чтобы отвинтить гайку, требуется минута- две, то на орбите на это ушло более часа.
И тем не менее с поставленной задачей наши космонавты справились. Они действовали слаженно и уверенно, проявив высокое профессиональное мастерство. Совершенное ими - еще одна славная страница в истории советской космонавтики. За ней видится перспектива дальнейших работ в открытом космическом пространстве, которые планируется продолжить.