НА ЭТИХ днях исполнилось ровно полгода со дня гибели атомной подводной лодки "Курск". И только сейчас, после встречи с сотнями специалистов, мы все больше склоняемся к версии о том, что истинной причиной аварии стала нештатная ситуация в торпедном отсеке.
Пожар в торпедном отсеке
АТОМНАЯ подводная лодка "Курск" - подлодка постоянной боевой готовности, или, как говорят на флоте, подлодка "первой линии", которая готова в любой момент уйти на боевое дежурство. Поэтому постоянно на ее борту находится боекомплект N 18 торпед и 24 крылатые ракеты. Так было и в тот злополучный день, с той лишь разницей, что стрельбы проводились в тот день "практическими" торпедой и ракетой. Для людей несведущих поясним, что во время выхода в Баренцево море на выполнение стрельб на борту находилось не 18 боевых торпед, а всего 16. Две "практические" торпеды (с песком вместо заряда) - для стрельбы и запасная. В двадцатиметровый торпедный отсек весь боекомплект загрузили еще на берегу, и он лежал на стеллажах и подавался в сверхпрочные торпедные аппараты с помощью автомата.
После стрельбы "практической" крылатой ракетой от командира подлодки поступила команда приступить к выполнению торпедных стрельб. И вот здесь-то в механизме произошел небольшой сбой. "Практическая" торпеда не вышла.
Жертвы системы?
СОГЛАСНО всем морским инструкциям такая торпеда должна быть удалена с борта во избежание ЧП. Задача при этом выполнена не будет, но будут сохранены жизни членов экипажа. И вполне возможно, что все так бы и произошло, если бы не "но".
Когда командир подлодки услышал доклад о невышедшей торпеде, он сразу же понял, какие по этой причине их могут ожидать неприятности.
Скорее всего командир принимает решение убрать из торпедного аппарата неисправную "практическую" и заменить ее. Во время этой операции происходит возгорание жидкостного двигателя торпеды. Звучит первый взрыв. Командиру сообщают о начавшемся в отсеке пожаре. Но капитан знает, что даже при очень высокой температуре остальные торпеды не взорвутся. В первом отсеке начинается борьба за живучесть корабля. Не исключено, что в этот момент на командный пункт учений поступает доклад командира подлодки о нештатной ситуации на борту.
Однако, судя по всему, ситуация выходит из-под контроля, и начинают взрываться двигатели торпед (температура достигает приблизительно 3000 градусов). По предварительным подсчетам специалистов, сила взрыва в отсеке достигла 3000 атмосфер. От взрыва мгновенно сложились все переборки до 4-го отсека.
Пострадала ли подлодка НАТО?
ГИДРОДИНАМИЧЕСКИЙ удар мог получить находившийся на довольно значительном расстоянии от места трагедии крейсер "Петр Великий". Не потому ли недавно он был в ремонте?
Скорее всего пострадала и подлодка НАТО, которая могла быть в непосредственной близости от "Курска". Гидродинамический удар скорее всего повредил ее. Специалисты не исключают, что в результате взрыва у иностранной подлодки мог сдвинуться атомный реактор и что на ее борту тоже были убитые и раненые. Так что, видимо, подлодке НАТО пришлось долго "зализывать" раны и уходить на одних дизелях.
Как сообщили "АиФ" ветераны-подводники, похожий случай произошел с дизельной подводной лодкой ВМФ в 1969 году у причала в Полярном. По так и не установленной причине произошел взрыв торпедного отсека, в результате чего подлодка затонула. Две стоявшие неподалеку другие лодки получили сильнейшие повреждения.
Тайна стуков
ПРЕЗИДЕНТ РФ Владимир Путин оставался до последнего в неведении. Ему врали, как, впрочем, и всей стране, о каких-то непонятных стуках, о том, что с экипажем установлена связь, и о многом другом. Хотя уже знали, что генеральный конструктор атомных подводных лодок с крылатыми ракетами академик Игорь Баранов буквально на следующий после трагедии день сказал, что живых на лодке нет, что с затонувшей подлодки смогут поднять по максимуму 15-17 тел погибших.
Так что в первую очередь из-за необъективного доклада президенту РФ о причинах и последствиях аварии на АПЛ "Курск" было решено поднимать лодку. Хотя кораблестроители высказываются против этого, считают, что лодку необходимо оставить на дне, и пытаются найти авторитетнейшего человека, который смог бы убедить президента изменить свое решение.
Особую тревогу вызывают ракетные шахты и сами 22 крылатые ракеты, которые до сих пор находятся на дне Баренцева моря вместе с "Курском". После катастрофы все сухие ракетные шахты залиты водой. В результате аварии взрывчатка, находящаяся в разгонном блоке ракет, могла получить микротрещины, которые могут привести к немедленному взрыву, если ракеты тронуть. При этом не стоит забывать, что в каждой ракете 600 килограммов взрывчатки в тротиловом эквиваленте.
Дабы снять с себя всю ответственность, руководство ВМФ неоднократно заявляло, что проект АПЛ типа "Курск" навязан военным морякам. И здесь с ВМФ трудно согласиться. Действующие военные НИИ принимали непосредственное участие в разработке этих подлодок. На сегодняшний день этот подводный ракетоносец наиболее совершенен. Его крылатые ракеты оснащены системой искусственного интеллекта, которая позволяет самой ракете принимать решение, какой из кораблей противника ей наиболее важен, как ей бороться со средствами противовоздушной обороны и как навести все остальные 23 ракеты на цель.
Кстати, и академик Игорь Спасский на недавней международной конференции в Санкт-Петербурге сказал, что причина трагедии "Курска" не в конструкции лодки, а в ее плохой эксплуатации, в неподготовленном экипаже...
Скорее всего мы так никогда точно и не узнаем, что же на самом деле произошло с "Курском". И вряд ли правительственная комиссия наберется храбрости и скажет всю правду, не забыв при этом указать, что все произошло по роковому стечению обстоятельств. Пока же ни правительственная комиссия, ни КБ "Рубин", ни Главный штаб ВМФ РФ открыто ничего комментировать не берутся. Скорее всего им приказано молчать...