К 10 СЕНТЯБРЯ плавающий док ПД-50 ВМФ будет готов принять останки "Курска". Этот самый мощный в ВМФ док грузоподъемностью в 80 тысяч тонн был куплен у Швеции в 1980 году.
К ПЛАВАНИЮ готовы и два морских буксира "Евгений Егоров" и "Иван Плюснин", которые поведут понтоны через Белое и Баренцево моря в Кольский залив, в поселок Росляково.
Между тем ответы на вопросы, касающиеся гибели атомохода, останутся на дне Баренцева моря вместе с первым отсеком. По словам командира экспедиции особого назначения вице-адмирала Михаила Моцака, его планируют поднять только в будущем году. А причины взрыва следует искать именно в злополучном отсеке, так как никто не сомневается в том, что "Курск" погиб в результате взрыва боезапаса. Однако за два года соленая морская вода может почти полностью уничтожить вещественные доказательства.
Собственно говоря, речь идет об альтернативе: либо одна из торпед взорвалась прямо на стеллаже внутри отсека, либо аварийная торпеда находилась в торпедном аппарате. А он устроен таким образом, что самый сильный взрыв внутри его не сможет выбить заднюю крышку. Скорее, вырвет весь торпедный аппарат вместе с прилегающим к нему прочным корпусом. Только в случае, если крышка была открыта, огненная струя могла попасть внутрь отсека. Можно предполагать, что торпеда в момент стрельбы не вышла из торпедного аппарата, и подводники попытались ее осмотреть и выяснить причину, для чего и открыли заднюю крышку аппарата. Впрочем, в это верится с трудом, потому что подобное решение всегда расценивается как самоубийственное. Командир, как правило, отдает приказ выбросить аварийную торпеду за борт, и такое, по свидетельству очевидцев, не раз случалось в истории Северного флота.
Убийственная монополия
ДЛЯ ТОГО чтобы не множить подобные трагедии, нужен ряд кардинальных перемен в нашей судостроительной отрасли. Прежде всего необходимо прекратить 25-летнюю монополию санкт-петербургского ЦКБ "Рубин". Пора возродить здоровую конкуренцию между ним и проектными бюро "Малахит" и "Лазурит" в области подводного судостроения. Чтобы задачи грамотного проектирования не отступали на второй план перед политическими амбициями.
Нужно отказаться от приплюснутой формы корпуса АПРК, который при маневрировании лодки на малых глубинах создает условия для ее присасывания к поверхности или к днищу тяжелого надводного корабля. Усилить внутренние переборки, которые сейчас "держат" всего 10, а межотсечные люки - 40 атмосфер, в то время как прочный корпус рассчитан на давление в 60 атмосфер. Перенести камеру для аварийного всплытия (ВСК) из ограждения рубки в более безопасную часть подводного крейсера. Любое повреждение рубки чревато тем, что камеру может "заклинить" и она не оторвется от корпуса гибнущей лодки. То, что у АПРК проекта "Антей" с водоизмещением почти в 24 тысячи тонн всего один аварийный буй, - технический нонсенс. Даже на "малютках" - дизельных лодках времен Великой Отечественной войны - их было два! Девятый отсек - отсек-убежище, конструктивно не отличается от других. Здесь, как и в других, переплетены трубопроводы и паропроводы. А ведь он по идее должен быть полностью изолирован, чтобы в него из аварийных отсеков не перекинулся пожар, не просочился углекислый газ, не проникла забортная вода.
Новые ошибки
НО, ГОВОРЯ об уроках, главное сейчас - не допустить новых ошибок. А они не исключены ввиду технической и технологической новизны задач, связанных с выгрузкой еще не отработанного ядерного топлива из двух атомных реакторов "Курска", а также выгрузкой 22 ракет "Гранит" из ракетных контейнеров.
Впрочем, все эти размышления могут оказаться напрасной тратой времени, если "Курск" не поднимут. В августе подготовительные работы не раз приходилось приостанавливать из-за 5-балльного шторма и сильного ветра, достигавшего в порывах 18 метров в секунду. А впереди на Баренцевом море - осенние шторма.