РОССИЙСКИЙ экраноплан "Спасатель" мог бы доставить к месту затопления атомохода "Курск" британскую подводную мини-лодку вместе с норвежскими водолазами и всем необходимым оборудованием за три-четыре часа. Мог бы, если бы нес дежурство в акватории Балтики, а не стоял на стапелях нижегородского судостроительного завода "Волга".
"СПАСАТЕЛЬ" - родное дитя "Каспийского монстра". Так обозвали наш необыкновенный корабль-макет американцы, когда засекли из космоса его испытания на Каспийском море. Летающая лаборатория бороздила надкаспийское пространство почти полтора десятка лет, пока в 1980-м ее не посадил на крыло малоопытный пилот. За это время ЦКБ по судам на подводных крыльях во главе с Ростиславом Алексеевым накопило множество результатов исследований, которые позволили в короткий срок выполнить заказ ВМФ СССР - построить ракетный экраноплан "Лунь". В 1990-м по завершении испытаний "Лунь" был сдан флоту в опытную эксплуатацию. Сейчас, говорят, пылится в каком-то доке: у моряков нет средств на его использование.
Второй "Лунь" был уже на завод-ских стапелях, когда случилась трагедия с подводной лодкой "Комсомолец". Убедившись в слабости своей спасательной базы, ВМФ предложил переоборудовать ракетоносец в спасательный корабль. ЦКБ сделало проект, завод приступил к делу. Трагедия с "Эстонией" обострила понимание проблемы, но острота эта очень скоро спала. Если в 1994 г. "Спасатель" был готов на 90%, то теперь, по словам генерального директора ЦКБ по судам на подводных крыльях имени Р. Алексеева Игоря Василевского, - на 95.
Уже три года "Спасатель" находится в подготовленном к транспортировке состоянии: сняты и закреплены на корпусе крылья и горизонтальное оперение хвоста, что позволит отбуксировать его по воде из Нижнего Новгорода на Балтику. Но сдвинуться с места не может - не хватает тех самых пяти процентов.
Трудно сказать, помог бы экраноплан подводникам "Курска", но одно несомненно: приоткрыть люк атомохода глубоководные водолазы из Норвегии могли бы на двое с половиной суток раньше, чем это произошло. При водоизмещении больше 400 т "Спасатель" имеет скорость около 500 км/ч. Дальность полета - до 3,5 тыс. км. Экраноплан может сесть на плавную океанскую волну высотой до трех метров, при этом спасательные средства разворачиваются прямо на его крыльях. И все это - на глазах у управляющего спасательной операцией, чья кабина (или, по-морскому, рубка) находится в хвосте корабля на высоте 20 метров от поверхности воды.
В машине длиной 73 метра и с размахом крыльев 44 метра расположен госпиталь с операционной, реанимацией, ожоговым центром. Здесь могут комфортно разместиться 150 человек или 500 человек, что называется, вповалку.
Экраноплан может подниматься в небо на высоту до 3 тыс. метров, но над морем скользит на высоте одного-полутора метров - это самый экономичный режим. При таком режиме полета под нижней поверхностью аэродинамического крыла создается избыточное давление, увеличивающее подъемную силу крыльев. Это так называемая динамическая воздушная подушка - в отличие от статической, эффект которой работает на обычных (теперь - обычных!) судах на подводных крыльях.
В этой области судостроения (или самолетостроения) Россия впереди активно занимающихся ею Германии, США, Японии и Китая лет на 10-15. Но в последнее время это расстояние стремительно сокращается. Может, поэтому руководители ЦКБ им. Р. Алексеева и дали корреспонденту "АиФ" эту информацию, хотя и опасались быть неправильно понятыми чиновниками из правительства. И генеральный директор ЦКБ, и технический директор Михаил Суслов, не сговариваясь, подчеркивали, что никак не хотят быть заподозренными в том, что используют очередную трагедию для получения средств на достройку не знающего аналогов в мире "Спасателя".
А вообще, по их мнению, подтвержденному многочисленными расчетами, комплексное обеспечение безопасности на море - это дело всего мирового сообщества. В ЦКБ имеется схема, согласно которой несколько десятков базирующихся в разных местах планеты "Спасателей" могли бы обеспечить безопасность на всей территории Мирового океана.