ПОЧЕМУ Советский Союз в 1979 г. полез в афганские дела? Все аргументы "за", которые выдвигались 22 года назад, сейчас кажутся попросту дикими. Но нельзя забывать, что в реалиях советской системы они выглядели достаточно логично и обоснованно. Не лучше, но и не хуже многих других "решений партии и правительства".
КАК всегда, дорога в ад оказалась вымощена благими намерениями. Министр обороны Устинов считал, что даже самая большая армия только тогда чего-то стоит, когда имеет боевой опыт. Председатель КГБ Андропов хотел повторить чехословацкий "блицкриг" 1968 г. и вставить американцам очередной "фитиль". Получить вторую Монголию, перепрыгнувшую из феодализма прямиком в социализм, мечтали идеологи КПСС Суслов и Пономарев. При этом вся перечисленная "группа товарищей" намеревалась при помощи маленькой победоносной войны поднять свой личный рейтинг в Политбюро. В качестве идеального объекта для советского самоутверждения был выбран сопредельный Афганистан, где в 1978 г. весьма кстати произошел марксистский переворот, гордо названный "Апрельской революцией".
Вожди Народно-демократической партии Афганистана (НДПА) обещали построить социализм в течение одной пятилетки - естественно, при наличии советской военной помощи. Правда, уже тогда можно было заметить, что единства в рядах "афганских товарищей" нет. Раскол в НДПА произошел по племенному признаку. Кстати, примерно по той же линии ныне проходит граница между талибами и Северным альянсом.
Цена бумаги
АФГАНСКАЯ война началась из-за клочка бумаги, который в 1992 г. мне посчастливилось разыскать в архивах бывшего Политбюро ЦК КПСС. Составлен он аккуратным старческим почерком человека, привыкшего писать перьевой ручкой. Всем, кто работал в партийных архивах, известно, что это рука Константина Черненко.
Если бы я не знал, о чем идет речь, то вряд ли понял бы, что в постановлении говорится о начале войны. Так можно писать и о повышении урожайности зерновых, и о созыве очередного съезда КПСС:
"К положению в "А".
1. ОДОБРИТЬ соображения и мероприятия, изложенные тт. Андроповым Ю. В., Устиновым Д. Ф., Громыко А. А. Разрешить им в ходе осуществления этих мероприятий вносить коррективы непринципиального характера. Вопросы, требующие решения ЦК, своевременно вносить в Политбюро. Осуществление всех этих мероприятий возложить на тт. Андропова Ю. В., Устинова Д. Ф., Громыко А. А.
2. Поручить тт. Андропову Ю. В., Устинову Д. Ф., Громыко А. А. информировать Политбюро ЦК о ходе выполнения намеченных мероприятий".
Эта бумажка приняла статус решения Политбюро 12 декабря 1979 г., о чем свидетельствует шифр П 176/125 в правом нижнем углу под автографом Брежнева. Тогда же появилась и "шапка": "Совершенно секретно. Председательствовал тов. Л. И. Брежнев. Присутствовали: Суслов М. А., Гришин В. В., Кириленко А. П..."
Третий слой продолжал нарастать на документе до 26 декабря, когда советские войска уже шли по Афганистану. Это подписи членов Политбюро, положенные сверху на первый пункт постановления: Андропов, Устинов, Громыко, Пельше, Суслов, Гришин, Кириленко, Черненко, Тихонов, Кузнецов (кандидат в члены Политбюро, подписал как первый заместитель председателя Верховного Совета), Романов, Щербицкий.
Зачем документ визировали все члены Политбюро, если достаточно было одной подписи Генерального секретаря? Дело в том, что "положение в "А" обсуждалось долго и трудно. Брежнев не хотел влезать в Афганистан. Андропов с Устиновым "ломали" его все лето и всю осень 1979 г., пока Леонид Ильич не сдался. Но и тогда он настоял на поименном голосовании соратников. Сейчас этот листочек, стоивший жизни почти 15 тысячам граждан СССР и один Аллах знает скольким афганцам, хранится в синем конверте в архиве Президента РФ.
Приказано перейти границу
ПО СЛОВАМ генерала Александра Ляховского, который долгое время находился в Афганистане в составе специальной Оперативной группы Министерства обороны СССР, военные узнали о вводе войск в ДРА еще до официального решения Политбюро. В первых числах декабря 1979 г. министр обороны маршал Дмитрий Устинов сообщил узкому кругу должностных лиц из числа высшего военного руководства, что в ближайшее время будет, очевидно, принято решение о применении советских войск в Афганистане.
С середины декабря 1979 г. события начали развиваться стремительно и необратимо. На заседание Политбюро вызвали начальника Генштаба Огаркова и приказали готовить 75-тысячную группировку. По воспоминаниям генерала армии Майорова, бывшего в то время главным военным советником в Афганистане, Огарков стал возражать: "Мы восстановим против себя весь восточный исламизм и политически проиграем во всем мире". Его оборвал Андропов: "Занимайтесь военным делом! А политикой займемся мы, партия, Леонид Ильич".
13 декабря, на следующий день после постановления ЦК про "государство "А", была сформирована оперативная группа Минобороны во главе с первым заместителем начальника Генштаба генералом армии Ахромеевым. Генштаб проделал колоссальную работу - необходимо было разработать документы на ввод и размещение войск. Боевых задач не ставили - участие в военных действиях тогда еще не предусматривалось. Как подчеркивает генерал армии Валентин Варенников, в то время - начальник Главного оперативного управления, Генштаб до последнего момента доказывал, что 75 тысяч человек - это слишком мало для решения поставленной задачи. Но доводы военных специалистов были в очередной раз отвергнуты.
Параллельно в Туркестанском военном округе в пожарном порядке собирали новую армию за номером 40 - будущий "ограниченный контингент советских войск". По словам генерала армии Виктора Ермакова, командовавшего 40-й армией в 1982-1984 гцг., войска ТуркВО начали готовить к каким-то действиям в ноябре, то есть еще до принятия решения на Политбюро. Ставились задачи по прикрытию государственной границы. Никому и в голову не могло прийти, что мы собираемся в Афганистан. Формирование новой армии заняло полтора месяца. Часть солдат, сержантов и даже офицеров для нее пришлось призвать из запаса, как это обычно делается в период армейских сборов.
25 декабря, в полдень по Москве, в войска ушла директива на переход государственной границы. Ввод войск начался через 3 часа. Имея 4 дивизии, 5 отдельных бригад, 4 отдельных полка, смешанный авиакорпус, трубопроводную бригаду и бригаду материального обеспечения, 40-я армия вошла в Афганистан. Никто не ожидал, что она останется там на 10 лет войны.
Смотрите также:
- СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ. Легенда и быль о первом маршале →
- Если бы у вождя заболел зуб... →
- КТО ЕСТЬ КТО (13.03.1991) →