ВЯЧЕСЛАВ БУТУСОВ, в последние годы старательно изображавший из себя уставшего от жизни рок-пенсионера, возвращается на большую сцену. Он вновь собрал группу. Нет, никакой реанимации похороненного в 1997 году легендарного "Наутилуса Помпилиуса" не планируется. Новый коллектив, названный "Ю-Питер", состоит из именитых питерских музыкантов: Олега Сакмарова (экс-"Аквариум"), Георгия Каспаряна (экс-"Кино") и Евгения Кулакова (экс-"Пойманные Муравьеды").
Похороны
ПРОЦЕСС забивания гвоздей в крышку гроба "Наутилуса Помпилиуса" растянулся на годы. О роспуске коллектива было объявлено еще в 1988 году, аккурат когда он находился на пике популярности. Стадионы ломились от страждущих послушать "Скованных одной цепью", "Алена Делона", "Гудбай, Америка" и др. Бутусов же выглядел в тот момент нечеловечески уставшим от шумихи и сгорал нетерпением зарыть в землю свое детище. Его внутренний биологический ритм был слишком медленным и не успевал за безумной гонкой, на которую обречен человек, имеющий статус рок-звезды, - бесконечные гастроли, толпы людей, общение с которыми не всегда приятно, беспробудное пьянство и невозможность просто побыть в тишине. Лишь обязательства перед участниками группы и необходимость пополнять семейный бюджет не позволили окончательно "пристрелить монстра", и полудохлый "Наутилус" продолжал плыть по инерции вплоть до 97-го года. Правда, с другим составом музыкантов.
Записав в Англии последний (с именем "Наутилуса" на обложке) альбом "Яблокитай", Бутусов окончательно порвал со всем, что напоминало о былом. Как он сам часто признавался, его воротило даже при одной мысли о концертах. Именно в этот смутный период на его горизонте возник Сергей де Рокамболь - алхимик-кустарь, задурманивший светлую голову Бутусова.
Алхимия
ГОВОРЯТ, Слава настолько поддался влиянию де Рокамболя с его псевдофилософией, что, играя роль преданного ученика, чуть не ушел из семьи. Мало общался с людьми, а если и делал это, то нес такую ахинею, что окружающие крутили пальцем у виска, мол, наш-то совсем свихнулся. Тем не менее результат этого общения вылился в экспериментальный альбом "НезаконНоРожденный АльХимик доктор Фауст Пернатый Змей". Набор заклинаний, символов и странных словоформ - в общем, говоря проще, "дуракаваляние" в чистом виде. Естественно, альбом провалился.
Объевшись "алхимических щей", к 98-му году музыкант, будто протрезвев, записал внятный альбом "Овалы" - полный антипод своему смурному "незаконнорожденному" товарищу. "Овальная" лирика была так наивна и по-детски проста, будто ее сочинил не экс-рокер, потрясавший песнями на стихи Ильи Кормильцева всю страну, а начинающий автор, пробивающийся бесхитростными песенками для детских садов. "Этот альбом сделан нарочито инфантильным", - признавался сам маэстро. По его словам, он вдруг обнаружил, что у него три дочери и с ними чертовски приятно общаться. Младшая Софья даже возглавила семейный "худсовет". Если под свежезаписанное произведение дочь начинала танцевать, значит, песня удалась, если же засыпала, Бутусов мысленно ставил себе двойку и выкидывал песню из альбома.
Однако к концертам он по-прежнему относился брезгливо и если и выходил на сцену, то вел себя так, словно выполнял повинность или готовился к приему смертельной дозы яда. Особенно ярко это выглядело году в 99-м на рок-фестивале в Горном Алтае. Экс-лидер "Наутилуса" вышел на открытую площадку до такой степени невменяемым, что едва сидел на стуле, забывал слова песен, а под конец вообще зигзагообразно покинул сцену, так и не допев один из шлягеров "Нау". Но состояние публики было под стать кумиру, и мало кто обратил внимание на то, как сильно расслабилась рок-звезда. Тогда мне показалось, что после таких выступлений на Бутусове можно ставить жирный крест.
Восставший из ада
НЕ СОВСЕМ ясно, с чего началось его выздоровление, но примерно через год после описанных событий экс-лидер "Нау" выстрелил ернической песней "Лабрадор/Гибралтар", написанной на текст питерского поэта-абсурдиста Анатолия (Джорджа) Гуницкого. Думаю, именно это событие стало переломным. С тех пор он больше никогда не возвращался к социальной тематике, благодаря которой "Наутилус" и стал "умом, честью и совестью" народной.
Вышедший в начале этого года альбом "Элизобарра-Торр" (совместно с электронным дуэтом "Deadушки") и изданный чуть позже "Звездный падл" (песни Евгения Головина, записанные с помощью музыкантов группы "Кино") укрепили подозрение, что Бутусова теперь интересуют иные материи.
"Это не профессиональная поэзия, зато от души, - говорит он о своих новых песнях. - Я пишу медленно... тексты у меня несуразные, неграмотные, но в данный момент мне такие и нужны". Видимо, у публики востребован именно такой Бутусов - не обличающий, а поющий тихим скорбящим вокалом домашние несуразности. Директор исполнителя Василий Тютин подтверждает, что по Бутусову соскучились: "Востребованность нового проекта меня очень озадачила, недавно мне поступило 7-е предложение насчет поездок только по Дальнему Востоку. Многим мы просто отказываем, чтобы не превращать это все в рутину, как во времена "Наутилуса Помпилиуса".
Смотрите также:
- THE OFFSPRING: "БОЛЬШЕ РОКА - МЕНЬШЕ ПАНКА" →
- "Foo Fighters": один на один с НЛО →
- "Свинцовый дирижабль" еще летает →