Премьер, к которому не липнет грязь

   
   

В. ПУТИН встретился в Москве с премьер-министром Италии Сильвио БЕРЛУСКОНИ, одним из самых ярких и противоречивых политиков Европы.

ОН ТОЧНО вышел на политические подмостки из традиционной итальянской комедии: солнечная улыбка, яркий жест, острое словцо. Снобы европейской политики называют его паяцем, варваром, сравнивают с Муссолини и говорят, что "о нем плачет тюрьма". Он и в самом деле уже четыре раза был под следствием, но адвокаты всякий раз выгораживали его. И неудивительно: он самый богатый человек Италии и помимо огромных капиталов в строительном бизнесе и торговле владеет обширной сетью телевизионных компаний. Ему принадлежат контрольные пакеты 30 ведущих итальянских газет. Злые языки утверждают, что он подался в большую политику, чтобы избежать судебных преследований.

Любимчик толпы

В СОБСТВЕННОЙ стране он любимчик толпы. Это не культ, но чем-то напоминает отношение россиян к В. Путину. "Сильвио такой, как мы", - говорят итальянцы. Он ходит на футбол, обожает пиццу, прост в общении и готов вступить в клинч с европейскими политиками, отстаивая интересы итальянского бизнеса. Его нередко называют "евроскептиком" за то, что он не хочет, чтобы итальянская самобытность потерялась в общеевропейском винегрете.

Итальянцам нравится и его жесткая позиция по вопросам иммиграции. И хотя его заявление о том, что европейская цивилизация выше исламской, повлекло обвинения в расизме, это никак не отразилось на его популярности. "Грязь просто не пристает к нему!" - говорят с завистью его оппоненты.

Триада популярных идей Берлускони - порядок, стабильность, преемственность. "В Италии за 50 лет сменилось 50 правительств. С этим надо покончить!" - заявляет он. Противники - прежде всего левые - обвиняют его в диктаторских замашках.

Берлускони пришел к власти на откровенно популистской предвыборной программе. Он не скупился на посулы: обещает покончить с мздоимством, профсоюзам сулит 1,5 млн. новых рабочих мест, предпринимателям - снижение бюрократических ограничений, среднему классу - снижение налогов, футбольным фанатам - новые победы поддерживаемого им миланского клуба.

Но, по словам итальянских журналистов в Москве, итальянцы верят не столько обещаниям своего премьера, сколько его "звезде", удачливости. Начав свой бизнес с продажи школьных шпаргалок и пения на свадьбах, он стал кавалером престижного ордена "За успехи в предпринимательстве". При весьма скромном происхождении (его отец был банковским клерком) он сделался одним из богатейших людей Европы. "Сильвио умеет схватить птицу счастья за хвост, - говорят о нем завсегдатаи дешевых тратторий, - может быть, вместе с ним повезет и нам". Что касается обвинений в "жуликоватости", то в Италии это не считается большим грехом. Не зря же самая популярная итальянская поговорка звучит так: "Если ты не умеешь обмануть, то что же ты умеешь?"

Берлускони любит говорить, что заключил контракт не с политиками, а с народом.

Без комплексов

С. БЕРЛУСКОНИ любит играть то роль "плейбоя", то "незатейливого парня" из итальянского послевоенного кино. Как-то журналисты обвинили его в том, что, будучи невысокого роста, он носит туфли на высоком каблуке. Берлускони не постеснялся снять ботинок и показать подошву: каблуки были самые обычные. Сын своей страны и своей истории, он не страдает комплексами. Еще в школе он выделялся способностями и с легкостью писал контрольные за своих одноклассников. С блеском окончил юридический факультет Миланского университета. Однако мантия адвоката не прельщала его. При первой же возможности он ринулся в бизнес. Создав строительную компанию, он скупил земли, над которыми с грохотом шли на посадку самолеты к миланскому аэропорту "Лината". Миланцы потешались над "простодушным" бизнесменом, когда тот объявил, что будет строить там роскошные кварталы для богачей. Когда же строительство закончилось, самолеты "чудесным образом" изменили маршрут, и стоимость купленных за бесценок земель и жилья многократно выросла. Разразился первый в жизни Берлускони коррупционный скандал. Но дело было закрыто "за недостаточностью улик".

Вперед, Италия!

ЯРЧЕ всего Берлускони проявил себя как политтехнолог. Решив идти в большую политику, он раскрутил собственную партию "нового типа" - Forzza Italia - "Вперед, Италия!". Таков клич итальянских футбольных фанатов - тиффози. Добиваясь популярности в народе, он сделал ставку на весьма посредственный в 80-е годы футбольный клуб "Милан" и потратил на его становление за один год более 20 млн. долларов. Затраты полностью окупились, когда он стал использовать многочисленные клубы болельщиков как избирательные штабы, а созданную им телевизионную империю как пропагандистский каток. Во время одной из бесчисленных предвыборных передач он обещал превратить свой собственный успех в успех всей Италии и публично подписал "контракт с избирателями", пообещав повесить его у себя в спальне, чтобы "помнить о народе даже ночью".

Нравится итальянский премьер Европе или нет, но сегодня об Италии говорят так много, как никогда.

Определенную роль в смене настроений играет и позиция России. Москва и Рим активно сотрудничают и подыгрывают друг другу, добиваясь повышения своей роли в международных делах. С. Берлускони поддерживает стремление России интегрироваться в Европу. "Европа должна открыть дверь для России", - повторяет он. Италия активно выступает за взаимодействие России с НАТО по формату "двадцатки".

Похоже, что С. Берлускони и В. Путин умеют находить общий язык. И их четвертая встреча за последние несколько месяцев продемонстрировала это еще раз.

Смотрите также: