Мы будем жить в "социальном государстве". Если захотим этого

   
   

НА ДНЯХ Государственная дума России приняла в третьем чтении бюджет на 2002 год. Страсти вокруг него кипели больше месяца. Причина - падение мировых цен на нефть, из-за которого пришлось пересмотреть многие параметры бюджета и отказаться от целого ряда расходов. Нефтедоллары - традиционно один из главнейших источников наполнения государственной казны. Между тем в других странах о падении цен на нефть беспокоятся в основном нефтяные магнаты. Экономики этих стран и уж тем более их государственные бюджеты надежно защищены другими отраслями хозяйства. Чтобы экономика страны не испытывала подобных потрясений, она должна опираться не на экспорт сырья, а на внутренний рынок, убежден председатель Комитета Совета Федерации по вопросам социальной политики, спикер Госсовета Республики Коми Владимир ТОРЛОПОВ.

КОГДА минувшей осенью в Республике Коми проходили дни германской экономики, немецкие представители среднего и малого бизнеса чрезвычайно высоко оценили перспективы нашего внутреннего рынка. Но одновременно усомнились в возможности этот потенциал реализовать. Все упирается в низкий платежеспособный спрос населения, предпринимательских структур и бюджетных организаций, который не позволяет увеличить объемы производства и инвестиции в реальный сектор экономики.

А ведь по структуре производства Республику Коми можно с полным правом считать уменьшенной моделью всей страны: сырьевой экспорт, поддерживающий экономику региона, инвестиционный голод, уровень зарплаты, не соответствующий уровню цен, невысокая социальная защищенность граждан и т. п.

Сегодня на каждого жителя Республики Коми добывается угля в девять раз больше, чем в целом по стране, а нефти - в четыре раза. А между тем качество жизни в регионе оставляет желать лучшего.

По мнению Владимира Торлопова, поднимать уровень платежеспособного спроса в стране следует с повышения уровня заработной платы. Тут зависимость прямая: маленькая зарплата резко сокращает спрос на товары. Отсутствует спрос - сокращается производство. Так что получается, что главный ресурс экономического роста - и есть оплата труда.

Решение этой и многих других проблем Владимир Торлопов видит в построении так называемого "социального государства".

Теория "социального государства" исключает кулуарность принятия важных для людей решений. Все политические, экономические и социальные действия руководства в стране должны быть прозрачными для граждан. В таких условиях вероятность принятия неправильных, а в некоторых случаях и роковых решений для общества и окружающей среды будет сведена к минимуму. Стоит ли говорить, что от "системы страха перед властью" в обществе не должно остаться и следа. Доверие - один из основных принципов построения "социального государства".

Все органы власти должны иметь четкую стратегию долгосрочного развития подконтрольного им региона, без которого экономическое и политическое руководство сродни блужданию в темном лесу. И эта стратегия должна быть принята гражданами.

Социальное государство - это государство правовое, обладающее единым правовым полем, которое делает прозрачными все финансовые потоки, а также отношения между центром и всеми регионами. Удастся добиться этого - станет расти уровень жизни населения и оживится экономика. Вслед за этим вырастет и доверие народа к властям, которое тоже конвертируется в экономический рост. Так сформируется экономический фундамент, практически неподвластный колебаниям мирового рынка.

Именно с восстановления социальной защищенности граждан, повышения их жизненного уровня и начинается экономическая и правовая стабилизация в государстве.

Смотрите также: