Олигархи под катком

   
   

НА ДНЯХ произошли три события, имеющих отношение к крупному бизнесу. Первое: делегация Российского Союза промышленников и предпринимателей (РСПП) во главе с Аркадием Вольским побывала у генпрокурора Владимира Устинова. Повод - замолвить словечко за находящегося в СИЗО президента компании "СИБУР" Якова Голдовского. Событие второе: ФСБ и Генпрокуратура заявили о новом витке уголовного дела Бориса Березовского. Наконец, незадолго до этого Дума приняла, а после со скандалом отменила Закон о национализации, чуть не "поставивший на уши" наших "владельцев заводов, газет, пароходов".

ЗА ПОСЛЕДНИЕ два года взаимоотношения власти и крупного бизнеса кардинально изменились.

Первая половина 90-х вошла в историю России как эпоха "большого хапка" и появления олигархов. Их вырастила сама власть как "экономическую дубинку" в борьбе с коммунистами, чей реванш казался тогда неизбежным.

Брак по расчету

НА КОГО мог опереться Кремль, чтобы переломить ситуацию? Больше половины губернаторов симпатизировали левым. Да и в армии и спецслужбах, обессиленных за годы реформ, "обломавшихся" в Чечне, тлело глухое недовольство. В общем, президент мог положиться прежде всего на "акул" бизнеса, по зюгановской терминологии - "семибанкирщину": А. Смоленского, В. Гусинского, Б. Березовского, П. Авена, М. Фридмана, В. Потанина, М. Ходорковского. Им было что терять, поэтому "денежные мешки" не скупились на поддержку власти. А власть в знак благодарности закрыла глаза на грехи спасителей, позволяя им "доить" госказну. По разным оценкам, за годы реформ из страны было вывезено не менее 300 млрд. долл.

"Жулики!" - указывали на олигархов пальцем коммунисты. Бывшие кооператоры, фарцовщики, инженеры, комсомольские работники на заре рынка превратились в изворотливых авантюристов и отчаянных сорвиголов. Они на каждом шагу обходили закон, но разве можно было играть по-честному с государством, которое само десятки лет обманывало своих граждан?

Вспоминает предприниматель Константин Боровой:

- В бизнес шли смельчаки, которые рисковали собственными средствами, а иногда и жизнью, потому что в приватизации активно пытались участвовать бандиты. И все-таки они поднимали никому не нужные, полуразрушенные предприятия. Скажем, сегодня все завидуют Олегу Дерипаске. Но было время, когда он за свои деньги покупал какие-то электроды и чуть ли не в чемоданах возил на алюминиевый завод. На него смотрели как на сумасшедшего: как это, тратить деньги на завод, лежащий на боку? И таких энтузиастов было много. Они создали в экономике первые точки роста.

Мучительный развод?

С ТЕХ пор страна стала другой. Закончилась массовая приватизация, пошли на убыль разборки и заказные убийства. Приняты налоговые законы. Промышленность начала медленно подниматься на ноги.

А что же олигархи? Мавр сделал свое дело и должен был уйти. Еще в пору позднего Б. Ельцина власть стала тяготиться чрезмерной зависимостью от капитала, стесняться "порочащих связей". С приходом В. Путина олигархов не только "равноудалили" от Кремля, но и заставили делиться. Например, на одной из первых встреч с предпринимателями президент "выбил" из них 1,5 млрд. рублей на социальные программы для военнослужащих. Некоторых для острастки припугнули Генпрокуратурой - вроде В. Алекперова и В. Потанина, некоторые построились с полунамека - Р. Абрамович, М. Ходорковский, О. Дерипаска. И только В. Гусинский с Б. Березовским не уяснили новую "политику партии и правительства" и стали изгнанниками.

Соратник Бориса Абрамовича по партии "Либеральная Россия" Сергей Юшенков считает, что олигархи окончательно потеряли самостоятельность. "Их встречи с генпрокурором, президентом больше похожи на акты почетной капитуляции, чем на равноправный диалог. Олигархи знают, к чему может привести бунт, - власть тут же найдет доказательства "связей с бен Ладеном" и другой компромат".

Кстати, один влиятельный при Б. Ельцине магнат, а ныне скромный хозяин одного из северо-восточных регионов так объяснил "АиФ" ситуацию в родном для себя цехе: "Самое обидное, что олигархи сами наезжают друг на друга ради того, чтобы понравиться власти. Они действуют по принципу: "Я его покусаю - меня не тронут". Именно так выглядит драка Алекперова с Березовским за ТВ-6".

Так можно ли говорить, что эра олигархии кончилась? В самом деле, никто из бизнес-элиты больше не осмеливается открывать ногой двери кремлевских кабинетов, диктовать тексты указов. "Отношения бизнеса и власти стали более цивилизованными, - считает Александр Лившиц, зам. гендиректора компании "Русский алюминий". - Появились понятные и открытые каналы взаимодействия". Примечательно, что вчерашние олигархи теперь заклинают журналистов больше не называть их этим словом. Другие времена - другие понятия.

Но дело не просто в замене терминологии. Свои интересы бизнесмены привыкают лоббировать не "под кремлевским ковром", а через Госдуму, Совет Федерации, РСПП, Совет предпринимателей при премьер-министре. Характерный пример: даже глава Межпромбанка С. Пугачев, которому молва приписывает дружеские отношения с В. Путиным, пошел в сенаторы.

Очевидно, что отношения власти и капитала не будут гладкими. Конфликт интересов остается. Крупный бизнес всегда хочет стать еще крупнее, отдавая государству минимум доходов. Государство, которому вечно нечем кормить врачей, учителей и военных, будет "прессовать" финансовых воротил, требуя от них законной "десятины".

Задача сторон - найти компромисс. Чем кончается беспредел "семибанкирщины", мы знаем по опыту 90-х. К чему ведет силовое закручивание гаек, тоже известно - к съеживанию инвестиций и дефициту. Уголовные дела против топ-менеджеров ведущих компаний, попытки все национализировать вряд ли подстегнут рост экономики. Но и капитаны бизнеса должны понять - симпатии власти не вырастут на пустом месте. Надо, как говаривал бывший министр финансов А. Лившиц, "делиться" - вкладывать сверхприбыли в свою экономику, а не в кипрские офшоры, помогать решать социальные проблемы. Почему бы, например, крупному капиталу не сброситься на борьбу с беспризорностью, о которой столько говорят? Путь из "халявщиков" в партнеры нелегок. Но другие дороги - в СИЗО или в заграничную ссылку - еще хуже.

Смотрите также: