С ПРИХОДОМ в Кремль Владимира Путина для олигархов действительно началась новая жизнь. Но только не "загробная". Потому что, прежде чем ликвидировать олигархов как класс, президенту пришлось бы ликвидировать саму рыночную экономику.
ТО, ЧТО сделал новый президент, называется ревизией. Это что-то вроде сортировки на овощебазе, когда залежавшиеся и гнилые плоды отделяют от съедобных. Путин решил отделить "вредных" олигархов от "полезных", шумных и заносчивых - от непубличных и лояльных.
Рейтинг магнатов
ПРОЦЕСС сортировки еще не закончен. Вот как выглядит примерный расклад сил на сегодня.
Опущенные. Не в том смысле, конечно, как опускают на зоне, - хотя призрак зоны перед этими господами уже замаячил. К данному сорту олигархов можно отнести взбунтовавшихся медиамагнатов В. Гусинского и Б. Березовского, принудительно спущенных с политического Олимпа.
Разоренные. Этой категории олигархов не пришлось дожидаться разборок с властью. Задолго до путинского равноудаления их с успехом удалил кризис 17 августа. И кто сегодня вспомнит, к примеру, о бывшем главе "СБС-Агро" А. Смоленском или президенте "Инкомбанка" В. Виноградове, кроме их обманутых вкладчиков?
Перевоспитанные. Это В. Алекперов ("ЛУКОЙЛ"), В. Потанин ("Интеррос"), В. Каданников (АвтоВАЗ). Их не стали "раскулачивать" наподобие В. Гусинского, ограничившись "воспитательной" работой. На первом этапе бизнесменов попугали - например, уголовным делом за сокрытие налогов (как было с "ЛУКОЙЛом") или угрозой отменить итоги приватизации (случай с "Норильским никелем"). Каждый "наезд" прокуратуры приводил к падению акций компаний. Чтобы спасти бизнес, требовалось только одно - засвидетельствовать лояльность власти. Что и было сделано.
Осторожные. М. Ходорковский ("ЮКОС"), В. Богданов ("Сургутнефтегаз") О. Дерипаска ("Русский алюминий"), П. Авен и М. Фридман ("Альфа") не стали дожидаться "проверок на вшивость" и легко нашли общий язык с властью. Особенно преуспели в этом "альфовцы", не только сохранившие свое финансовое могущество, но и создавшие себе мощное лобби в Кремле. Два заместителя А. Волошина, В. Сурков и А. Абрамов, - выходцы из этой группы. "Альфе" удалось также провести дружественных губернаторов в президиум Госсовета (например, Л. Рокецкого).
"Семейные". Благосостояние господ Р. Абрамовича ("Сибнефть") и А. Мамута (МДМ-банк), слывших чуть ли не "кошельками семьи Б. Ельцина", пока считается незыблемым. Однако предсказать их дальнейшую судьбу трудно. Впрочем, удачный пример плавного перетекания из одного окружения в другое демонстрирует глава Межпромбанка С. Пугачев. Еще вчера близкий соратник П. Бородина, сегодня он сблизился с самим В. Путиным. Пугачеву приписывают удачное лоббирование кандидатуры М. Касьянова на пост премьера, Г. Букаева - в налоговые министры и В. Устинова - в генпрокуроры.
Другим влиятельным членом новой "семьи" с некоторых пор считают земляка президента, главу питерского Промстройбанка В. Когана. В прессе его называют крупнейшим магнатом Cеверной столицы. Говорят, что и в правительстве у В. Когана есть свой человечек - вице-премьер И. Клебанов.
"Естественные". Олигархи по должности, они были, есть и будут при любом режиме. Речь идет о начальниках естественных монополий - "Газпрома", МПС, РАО ЕЭС. Р. Вяхирев, Н. Аксененко и А. Чубайс контролируют десятки миллиардов долларов. В этом же ряду А. Казьмин (Сбербанк) и А. Костин (Внешэкономбанк).
Молодые. Оскандалившихся медиамагнатов, газовых и нефтяных баронов теснит подрастающее племя бизнесменов-производственников. Д. Зимин ("Вымпелком"), Т. Боллоев ("Балтика") - люди, построившие свой бизнес не на близости к бюджетной кормушке и приватизации госсобственности, а на новых технологиях и удачной рекламе. Яркий представитель этого поколения - глава компании "Вимм-Билль-Данн" (торговые марки "Домик в деревне", "J-7") Сергей Пластинин. В начале 90-х он приехал в Москву из Архангельска и арендовал простаивающую линию по розливу соков. Сегодня его фирма, начинавшая с кредита в 50 тыс. долл., имеет годовой оборот в 500 млн. долл.
Законы для крутых
МОЖНО вспомнить также "красных олигархов" вроде главы "Росагропромстроя" В. Видьманова, в чьих апартаментах проходят почти все пленумы КПРФ. Или молодого вице-спикера Госдумы Г. Семигина, сменившего в роли спонсора коммунистов "красного банкира" В. Семаго.
Не забудем и некоторых глав российских республик и областей, контролирующих не только политическую ситуацию в своих вотчинах, но и огромные капиталы. Скажем, губернатор Ямало-Ненецкого округа Ю. Неелов, по неофициальным данным, владеет лицензией на разработку газового месторождения объемом порядка 5 трлн. кубов! "Региональными олигархами" смело можно назвать также М. Шаймиева, К. Титова, А. Тулеева, Е. Наздратенко.
Наконец, общество почти ничего не знает о "теневых олигархах", авторитетах криминального мира. Они напоминают о себе разве что кровавыми разборками и заказными убийствами конкурентов.
Но в целом можно сказать, что первая, дикая стадия развития олигархии в России заканчивается. При президенте В. Путине воротилы бизнеса уже не рискнут открывать ногой двери в кремлевские кабинеты. Чтобы отношения власти и капитала стали еще более цивилизованными, Думе следует поторопиться с принятием закона о лоббизме. Может быть, даже подумать над специальным законом об олигархах, в котором предусмотреть социальные гарантии бывшим магнатам - дачное и пенсионное обеспечение, бесплатный проезд на правительственных "мерседесах" и т. п. А если серьезно, то основной страховкой от всесилия олигархии должна стать свободная пресса. Только независимые СМИ могут помешать власти и бизнесу договариваться за спиной народа.