Примерное время чтения: 5 минут
256

Дом, который построил Путин

По сведениям из Кремля, до конца апреля В. Путин выступит с предварительными оценками своего президентства.

ПУТИНСКАЯ "башня" сегодня хорошо видна не только с берегов Эльбы, Дуная, Сены или Темзы, но и с побережья США. Но для россиян "кадастровая оценка" путинского дома, естественно, представляет особый интерес. Ведь дело не только в том, насколько крепок конституционный фундамент, надёжны "лифты" исполнительной власти, не протекает ли силовая крыша и действует ли система сброса криминальных фекалий.

При большом строительстве неизбежны "недоделки", и важно понять, какие из них нужно устранить в первую очередь.

Фундамент

БОЛЬШИНСТВО оценщиков считает, что, хотя до демократической отделки и меблировки российских квартир дело пока не дошло, В. Путин возвёл крепкие государственные стены. Американская администрация, выделяя миллионы на варианты "оранжевой революции" в России, похоже, всё ещё живёт сладкими воспоминаниями "эпохи Ельцина", когда заокеанские советники чувствовали себя в Москве дирижёрами расстроенного кремлёвского оркестра.

90-е годы, когда президент, парламент и даже Конституционный суд стягивали друг с друга одеяло, прошли. Сегодня в стране устойчиво работает президентская вертикаль. Усмирены олигархическая вольница и "семибоярщина", которая фактически подменяла собой правительство и диктовала законы Государственной думе. Крупный капитал окреп, но он уже не открывает ногой двери в кабинеты Кремля и Белого дома. Сегодня бизнес учится считаться с интересами государства. Участвует в национальных проектах.

Путинскую стройку есть кому и критиковать. Либералов пугает "разрастание государства". Правозащитники протестуют против чрезмерно управляемой демократии. По данным последнего опроса "Левада-центра", население считает, что В. Путин не справился с коррупцией. Демократов раздражает монополизация партийного поля "Единой Россией".

Однако при всех этих "но" наличие влиятельной в центре и в регионах партии, действующей в связке с президентом, гарантирует стабильность и принятие "без базара" необходимых для продолжения реформ законов. Недавнее исследование, проведённое в 32 регионах страны, засвидетельствовало, что "Единая Россия", которую критики дразнят "ручным пуделем" Кремля, стала реальным инструментом политики и противовесом силовой составляющей власти.

Трещины

А ВОТ в отношениях власти и бизнеса остаётся немало лукавства. Ученики путинской бизнес-школы, конечно, усвоили, что, проезжая мимо Кремля, нужно снимать шапку и бросать копеечку "на нужды храма". Однако непрекращающийся отток капиталов из страны свидетельствует о том, что крупный бизнес ещё не считает себя частью национальной системы, избегает крупных инвестиций в экономику России, отделываясь показной благотворительностью. Бедная по сравнению с другими развитыми странами Россия за последние годы выскочила на 3-е место в мире по зарубежным инвестициям. Русские за один только 2005 год потратили на покупку зарубежной собственности и активов более 120 млрд. долларов (в 2000 г. - 20 млрд.).

Во многих случаях задача - не столько выгодно вложиться, сколько подстелить себе за границей "подушечку безопасности" на случай, если всплывшие грешки вынудят (как в случае с Березовским или Невзлиным) просить убежища или менять гражданство. Знает ли о таких настроениях власть? Разумеется, знает. Но в системе отношений высшего чиновничества с бизнесом сформировалось негласное правило: бизнес-структуры берут на ключевые должности (или обещают это сделать в случае отставки) крупных чиновников и политиков, а те не слишком настаивают на полной прозрачности в отношениях бизнеса и государства.

Недострой

К "НЕДОСТРОЮ", а точнее к "перестрою", следует отнести чрезмерную зависимость судебной системы от власти и возрастающее давление центральной и региональной администрации и бизнеса на средства массовой информации. СМИ сегодня практически исключены из политической системы сдержек и противовесов и превращаются в "греческий хор", разъясняющий суть и величие событий.

К издержкам путинской архитектуры аналитики относят и пересыщенность власти силовыми конструкциями. Ряд исследователей считает, что 60 и даже 70% высоких должностей в государстве занимают выходцы из силовых структур. Причём речь идёт не о влиянии известных "силовиков" страны - Иванова, Патрушева, Нургалиева, Сечина, Шойгу и др. Их работа полностью согласовывается с В. Путиным. Изъян конструкции состоит в том, что в стране сложилась региональная "силовая матрица", часто действующая исходя из собственных бизнес-интересов. А там, где есть влияние на бизнес, возникает и соблазн политического контроля.

И если в "постъельцинские" годы , когда и в центре и в регионах нужно было "наводить порядок", искоренять сепаратизм, подавлять экономический бандитизм, отрезвлять "братков" и князьков местного разлива, силовая составляющая была неизбежна, то сегодня, в условиях стабильности, влияние погон и звёзд на политику представляется избыточным. И если В. Путин до конца своих полномочий не снизит напряжение в "силовых сетях" страны, то преемник (особенно если он не будет владеть приёмами дзюдо) может столкнуться с трудностями демократического контроля и продвижения демократии.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно