Смертельный риск за $1200

(Продолжение. Начало см. "АиФ" N 5)

"ДЖОН Стеннис" работает в основном ночью. Поэтому тут все перевернуто вверх ногами. Рабочий день начинается в 7 вечера: личный состав просыпается, умывается, завтракает и идет на службу.

Красные, желтые, зеленые

   
   

ОСНОВНАЯ рабочая поверхность авианосца покрыта какой-то весьма корявой асфальтовой смесью. Зато ноги по ней абсолютно не скользят. Многочисленный народ на полетной палубе четко различается по цветам. Зеленые - это персонал четырех паровых катапульт, разгоняющих самолеты до скорости отрыва от палубы. Желтые - "гаишники" - определяют места парковки самолетов. Их начальник - "хендлер" - на палубу сам не выходит, а двигает модельки самолетов по трехметровому макету авианосца. Красные подносят бомбы и ракеты. Белые - спасатели, медики и пожарные. Коричневые - авиамеханики. В пурпурных жилетах и водолазках щеголяют заправщики топливом ("маслопупы" по-нашему).

Вот на старт выезжает истребитель-штурмовик A/F-18. Самая опасная работа - у парня, что присел у передней стойки шасси. Именно он дает команду на взлет. Ему нужны не только умелые руки, но и быстрые ноги, чтобы вовремя отскочить в сторону, когда самолет сорвется с катапульты и со страшной скоростью уйдет на взлет. Для этого у него есть примерно 2 секунды. При этом убегать от разных типов самолетов тоже надо по разным маршрутам. Иначе попадешь или под стойку шасси, или под реактивную струю, или засосет в воздухозаборник двигателя. И так - по 14 часов в день без выходных за небольшие, по американским понятиям, деньги - 1200 долларов в месяц.

Вся палубная команда имеет совершенно раздолбайский вид: задрипанные водолазки с растянутым горлом, жилетки все в масле. У нас на флоте такой матросик не ушел бы дальше первого мичмана. Да и выправки у них - ну никакой! Строевой подготовкой в жизни не занимались, только и могут что при заходе в родной порт Сан-Диего более-менее ровно выстроиться вдоль борта. Зато на моих глазах эти ребята за 10 минут посадили 9 самолетов, причем пока последний еще катился по палубе, в первый уже заливали новое топливо.

Пилоты и полеты

ПОЛЕТЫ - смысл жизни авианосца. Вся пятитысячная команда работает на тех немногих, кто сейчас в воздухе. Отношения между "летунами" и флотскими вполне товарищеские, но поддеть друг друга они всегда рады. На вопрос, почему пилотам не дают есть перед вылетом, один морской офицер ответил: "А чего даром продукты переводить, вдруг они в море упадут. Вот вернутся, тогда и накормим".

На самом деле это потому, что реакция у голодного человека чуть быстрее, чем у сытого. К тому же четырехкратная перегрузка при старте реактивного истребителя - не лучшие условия для усвоения пищи. Если посадка при помощи аэрофинишера еще сравнима с ездой на "американских горках", то взлет с паровой катапульты напоминает удар по спине кувалдой размером со спинку самолетного кресла. Это впечатления от старенького двухмоторного транспортника, который привез и увез меня со "Стенниса". На реактивных истребителях ускорение еще сильнее.

После посадки адреналин, бушующий в крови пилотов, делает движения резкими, как в брейк-дансе. Просто страшно смотреть, как они выхватывают из кобуры на левом плече свои "беретты" (в ВМС США даже на учебные задания летают с оружием) и сдают пистолеты дежурному по эскадрилье. Наконец-то вернулись летчики из эскадрильи "Блэк Найтс" ("Черные рыцари"), бомбившие Афганистан. Обращаюсь к одному из них:

- Какие типы целей вы атаковали? Это были талибы?

Парень почему-то сразу занервничал:

- Э-э-э, это не тот вопрос, на который я бы хотел отвечать.

- Видите ли, - объяснял потом офицер по связям с прессой (есть на авианосце и такой), - этот пилот промахнулся и не попал в цель.

Не стоит, наверное, осуждать парня. Выполнять боевую задачу над Афганистаном - дело трудное. Около 3 тыс. км туда и обратно. В зависимости от удаленности цели самолет вернется на родной авианосец лишь через 5 - 8 часов. По максимуму - это 6 дозаправок топливом в воздухе! Если сорвется хотя бы одна, истребитель попросту упадет в море. И все это - чтобы смешать с грязью сотню талибов и десяток верблюдов! Так что борьба с терроризмом по-американски - это еще и крайне дорогое мероприятие.

О религии, "неуставщине" и сексе на американском авианосце читайте в следующем номере.

Авианосец "Джон С. Стеннис" (CVN 74) (схема авианосца)

1. Зенитно-артиллерийский комплекс "Вулкан-Фаланкс".
2. 12,7-мм пулеметы.
3. Жилые помещения.
4. Пусковые установки ракет "Си Спэрроу".
5. Паровые катапульты.
6. Отражатели реактивной струи.
7. Пост управления катапультами.
8. Самолетоподъемники.
9. "Остров" - "мозг" авианосца.
10. Подъемный кран.
11. РЛС обнаружения воздушных целей.
12. Помещения для предполетного инструктажа пилотов.
13. Адмиральский катер.
14. Ангарная палуба.
15. Помещение для ремонта авиадвигателей.
16. Гребные винты.
17. Пост управления посадкой.
18. Ядерный реактор.
19. Пост оптической системы посадки.
20. Катапультный отсек.

Смотрите также: