Кто убрал Ива Сен-Лорана?

   
   

ЭТО был самый громкий и самый неожиданный уход за всю историю моды. 65-летний Ив Сен-Лоран, знаменитейший французский кутюрье, оставил собственный Дом моды не потому, что лишился таланта. Он не захотел смириться с ролью, которую ему навязывали, - ролью императора без империи.

Его бомба

"Я ПРИГЛАСИЛ вас сюда, чтобы объявить о своем решении. Сегодня я прощаюсь с миром моды - миром, который я так любил". Свое "отречение от трона" дизайнер построил по строгим законам гармонии - в конце января 40 лет назад, в 1962 году, он показал в Париже свою первую коллекцию под маркой "Ив Сен-Лоран". Кутюрье читал заготовленную речь и вспоминал другую зиму - декабрь 1958 года, декабрь своего первого триумфа.

...В тот день вся модная Европа собралась в знаменитом Доме моды на авеню Монтень, 30, чтобы стать очевидцами кончины высокой моды. После смерти Кристиана Диора его Дом - символ, твердыню французской моды - возглавил какой-то юноша 21 года от роду. Вряд ли он способен показать что-нибудь серьезное... Но уже с первых же моделей стало ясно - по подиуму ходят бомбы. Не секс-бомбы (этого термина целомудренная Европа 50-х еще не знала), а бомбы модные. Платья силуэта "Трапеция" и камня на камне не оставили от образа послевоенной женщины.

После показа перед домом на авеню Монтень собралась толпа из жаждущих поглазеть на молодого гения. Марсель Буссак, бизнесмен, вкладывавший деньги в Дом Диора, чуть ли не пинком вытолкал на балкон упирающегося Ива Сен-Лорана. По толпе пронесся вздох разочарования - слишком уж непрезентабельно выглядел виновник торжества: тощий, кожа да кости, в очочках, мучительно застенчивый. И это - надежда французской моды?!

Однако уже на следующий день газеты писали, что традиции Диора не умрут. Ха, они рано радовались! Они даже не догадывались, какую фигу держит в кармане этот скромняга. В 1960 году Ив Сен-Лоран вывел на подиум Дома Диора коллекцию Beat Look: черные кожаные куртки, свитера с высоким горлом, короткие юбки. Казалось, будто в салон ворвались улицы студенческого Парижа. Аристократия была в шоке. Марсель Буссак, опасаясь возможного финансового краха Дома Диора, попытался услать Ива Сен-Лорана куда-нибудь подальше, в Америку. А когда скандалист гордо отказался, попросту "сдал" его французским властям. Молодого модельера призвали в армию - в Алжир, на войну.

Ив Сен-Лоран и армия были плохо совместимы. Ив оказался в госпитале с тяжелейшим нервным расстройством. Неженок со слабыми нервами там лечили просто и без затей - электрошок, транквилизаторы. Через несколько недель такого лечения юноша весил 35 кг и не мог говорить. Его спас Пьер Берже, верный друг, будущий компаньон. Он уговорил бизнесменов "выкупить" Сен-Лорана у правительства и вложить деньги в открытие его нового Дома моды.

Сен-Лоран так и не оправился от пережитого шока. Он пристрастился к наркотикам и алкоголю, боролся с приступами депрессии, несколько раз балансировал на грани самоубийства. Он, ставший певцом моды улиц, боялся толпы и уютнее всего чувствовал себя в своем особняке. Правда, своих пристрастий он никогда не скрывал, и французы любили его за это - на то он и гений, чтобы иметь пороки.

Мистер Скандал

ОДНАЖДЫ он сказал: "В этой жизни я жалею только об одном: что джинсы придумал не я". Он имел право на подобную фразу, потому что, по большому счету, Ив Сен-Лоран создал практически все, что сегодня есть в гардеробе у современной женщины. Считайте: брючный костюм (именно Ив Сен-Лоран узаконил права женщин на обладание им), стиль сафари (рубашки, платья и проч., имитирующие форму колониальных войск), куртки-бушлаты, "подарил" женщинам смокинг, первым вывел на подиумы платья из прозрачной ткани. Наконец, он стал родоначальником линии прет-а-порте. Модели выпускались ограниченными тиражами, сохраняли шик и высочайшее качество Дома моды, но становились доступнее по цене.

В 1962 г. в Америке разгорелся скандал из-за прозрачных блузок Ива Сен-Лорана, затем объектом нападок стали брюки. Его клеймили позором за то, что он использовал дешевые материалы, деревянные и стеклянные бусы в вечерних туалетах. Но ему было абсолютно наплевать, что аристократки в седьмом поколении бьются в истерике от негодования - они все равно придут к нему одеваться. Модельер приглашал своих клиентов в увлекательное путешествие в Китай, Марокко, Центральную Африку, Россию. И женщины не спрашивали, почему сегодня они должны выглядеть, как китайский мандарин, а завтра - как венецианки времен Джакомо Казановы. Они безоговорочно верили Сен-Лорану, потому что в итоге модельер оказывался прав.

Отречение

"ТОМ Форд? А при чем здесь Том Форд? Месье Ив Сен-Лоран не знает, что делает Том Форд, он не читает модных журналов", - отбивался на пресс-конференции от журналистов Пьер Берже. Ив Сен-Лоран прекрасно знал, что делает Том Форд - модельер, создающий линию прет-а-порте в Доме Ива Сен-Лорана. Он же - главный художник Дома Гуччи, реанимировавший именитую, но захиревающую фирму. Он же - "американский выскочка". Его привел в Дом новый владелец марки "Ив Сен-Лоран" миллионер Франсуа Пино. Иву Сен-Лорану разрешили работать лишь над коллекциями высокой моды - по сути, он лишился права определять политику и стиль Дома, который сам же создал. И мириться с этим он не захотел. Как не захотел мириться с тем, что французским модным Домом будет заправлять американец. Высокая мода как искусство была рождена французами, стала национальным достоянием Франции, и отдавать ее на разграбление иностранцам... Он, всю жизнь ломавший стереотипы, привыкший подчиняться лишь тем законам, которые создавал сам, не смог смириться с диктатом рынка. Для сегодняшней моды не главное - имеешь ли ты свой собственный стиль, свое видение мира или нет, главное - умеешь ли ты попасть в коммерчески выгодную струю. В споре денег и искусства очередную победу одержали деньги.

Из досье "АиФ"

Три самых громких скандала Ива Матье Сен-Лорана

1971 г. - Ив Сен-Лоран решается на беспрецедентную акцию - он фотографируется обнаженным для рекламы своих первых мужских духов.

1977 г. - созданы духи "Опиум" от "Ив Сен-Лоран". Скандал вокруг "Опиума" разгорался дважды: в момент их появления против Сен-Лорана выдвинули обвинения в пропаганде наркотиков. А в 2001 г. в британскую Комиссию по рекламным стандартам поступило 730 жалоб на Дом Ива Сен-Лорана, после того как появились рекламные плакаты "Опиума", где обнаженная манекенщица Софи Дал лежала, раздвинув ноги. За эту съемку Дал заплатили больше 2 млн. фунтов.

В 1990-х годах французская фирма, выпускающая шампанские вина, подала в суд на Ива Сен-Лорана за то, что он использовал название "Шампань" для своих новых духов. Модельер вынужден был снять название с духов.

Смотрите также: