Особенности национального кинопроката

   
   

ЕЩЕ лет пять назад в российских кинотеатрах можно было найти все что угодно - последние модели иномарок, шикарную мебель, дешевые греческие шубы. Все, кроме кино. Система кинопроката, казалось, рухнула навсегда. Однако сегодня не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в любом крупном городе России появились кинотеатры, оборудованные по последнему слову техники.

Было и стало

В ЭПОХУ Советского Союза при копеечной стоимости билетов кинематографу удавалось быть прибыльным. Картину "Москва слезам не верит", например, за ее прокатную историю посмотрело 80 млн. зрителей, и сборы получались приличные. Существовала схема: 55% всего, что собирали кассы, шло в бюджет страны и использовалось на нужды киношников. Оставшиеся 45%, необходимые кинематографу для нормальной работы - съемок фильмов и проч., добавляло государство. Но с 1984 г. советский кинематограф перестал себя окупать. Вообще! Даже вышеназванных 55% не набиралось. К 1991 г. госдотации сократились до минимума. И в этом же году было снято 375 фильмов! "Прачечная" по отмыванию доходов заработала вовсю, т. к. деньги, использованные на производство фильмов, выводились из-под налогообложения. Лишь десятки из этих картин добирались до проката, и только считаные единицы, вроде "Интердевочки" и "Маленькой Веры", в нем не проваливались. Потом повсюду начали открываться видеозалы, и система кинопроката стала разваливаться еще быстрее. Только в 1991-м прекратило работать около 8 тысяч киноустановок (одна шестая часть от существовавших на тот момент).

Между тем технический прогресс, "убивший" кинотеатры, способствовал их возрождению. Суперкачественный звук в системе Dolby, помноженный на преимущества большого экрана, плюс приятный интерьер - все это вернуло зрителя. А бизнесменов заставило вкладывать деньги в реставрацию кинотеатров. На переоборудование "Кодак-Киномира", говорят, потратили порядка 1,5 млн. долл. Новые владельцы кинотеатров делают ставку в основном на молодого зрителя - именно он чаще ходит в кино, обеспечивает сборы и диктует репертуар кинотеатрам. Молодые росли под аккомпанемент телевизора, под рекламные и музыкальные клипы. И западные фильмы они предпочитают русским. Поэтому в нынешнем российском кинопрокате российские фильмы составляют лишь 3% репертуара. Остальные 97% заполняются в основном американскими картинами. "Крупные голливудские фирмы типа "Парамаунт пикчерз" и проч. имеют в России своих прокатчиков, которые "катают" их фильмы на определенных условиях, - говорит генеральный директор компании "НТВ-Профит" Игорь Толстунов. - Условия таковы: российская фирма обязана брать так называемый пакет, куда входят не только хиты, но и рядовые картины. Крупная американская студия выпускает порядка 20-30 фильмов в год. 5-6 крупнейших американских киностудий имеют в России своих прокатчиков. Вот и получается, что наши кинотеатры обязаны показать больше 100 западных фильмов".

Российские прокатчики закупают ежегодно примерно 300 иностранных картин. И с каждой картины должны вернуть производителям от 25 до 150 тыс. долл. Но даже на таких условиях прибыль от проката окупает затраты.

А русские?

- ЗА ПОСЛЕДНЕЕ время единицам из отечественных фильмов удалось собрать приличную кассу, - говорит Игорь Толстунов. - "Брат-1" и "Брат-2", "Сестры", "Сибирский цирюльник", "Русский бунт", "Ворошиловский стрелок", "Восток - Запад" - на них заработано в прокате по 200-400 тыс. долл. Не "Мумия", конечно, но все же...

Сегодня приходится с печалью констатировать: русские фильмы не выдерживают конкуренции с американскими. У нас не тот уровень кинопроизводства, не те финансы. К тому же у молодого зрителя сложилось стойкое мнение, что русский фильм просто по определению не может быть хорошим. Поэтому если и ставят картины наших режиссеров, то на самые неудачные сеансы. Владельцы кинотеатров своими кассами рисковать не хотят.

По мнению прокатчиков, русские фильмы станут востребованными только тогда, когда в России появится система многозальных кинотеатров. Можно построить миллион одноэкранников - российского кино на экране не будет. Но можно построить 10 пятизальных кинотеатров в городе с миллионным населением, и в них найдется место и Голливуду, и "Мосфильму".

Смотрите также: