"МУЗЫКА для декабря", "Бабочки", "Такси-блюз", "Принцесса на бобах" и, конечно, "Зимняя вишня". В какой бы роли Елена САФОНОВА ни снялась, для зрителей она все равно останется Ольгой из этого фильма.
САФОНОВА действительно очень убедительно сыграла эту роль. Это во-первых. А во-вторых, судьба ее героини во многом схожа с судьбой самой актрисы. Елена Сафонова в одночасье бросила все и уехала в Париж, выйдя замуж за француза, несмотря на то что здесь была одной из ведущих киноактрис. Там ее карьера в театре и кино складывалась более чем успешно. Но после развода с мужем она вновь вернулась в Россию.
Мы встретились с Еленой во МТЮЗе, где она играет главную роль в антрепризе (актерская труппа, которая собирается, чтобы сыграть одну пьесу) "Опасный, опасный и еще раз опасный" по пьесе Леонида Филатова.
- Ваша роль в "Зимней вишне" - не про это ли говорят: "Не кличь судьбу"?
- Не верю, что роли могут как-то судьбу накликать. Мне и в голову это никогда не приходило. Есть артисты, не буду называть имен, у которых один к одному все складывается, но никто почему-то не обращает на это внимания и не говорит, что они накликали судьбу.
- Не ожидала увидеть вас, лирическую героиню, в роли похотливой интриганки в "Опасном".
- А я считаю, что это абсолютно мой материал. Очень рада, что Сережа Виноградов пригласил меня в этот спектакль. В кино меня использовали в одном-единственном качестве - "главной матери-одиночки страны". Но это личная проблема режиссеров. Ну и моя беда, естественно: мне не очень давали возможность себя актерски проявить. Моя героиня в "Опасном" - женщина, у которой нет ничего, кроме похоти. Хотя я играю так, что для нее-то это все равно любовь. Как может, так любит. Леня Филатов написал вещь очень опасную. Это могло бы перейти в пошлость. Но этого не происходит. Будучи человеком интеллигентнейшим, Леня даже если захочет написать пошлость, у него это не получится.
- В скольких спектаклях вы сейчас задействованы?
- Играю три антрепризных спектакля. Меня поражает, честно говоря, когда наши профессионалы говорят пренебрежительные слова об антрепризе: "Халтура". Нет, извините. Если ты халтурщик по природе, то где бы ты ни работал, ты будешь делать халтуру. Я, наоборот, в стационарный театр не пойду больше никогда в жизни. Сидение в гримерках, интриги... Когда закончила институт, меня взяли в Театр Комиссаржевской, где артистки жестоко боролись за роли. Зачем все это? Я понимаю, если бы кто-то из выдающихся западных режиссеров раз в жизни предложил мне сыграть роль и мне бы этого сделать не дали. Но когда ты сегодня выходишь с опахалом, а завтра - с чашкой кофе и говоришь: "Кушать подано"...
Сказки для взрослых
- ПЬЕСА Филатова и оригинал "Опасные связи" де Лакло - совершенно разные произведения. Какая вам версия больше нравится - когда совратитель вдруг становится на путь истинный или когда до старости лет остается развратником, как у Филатова?
- Я предпочитаю видеть правду. Если мужчина донжуан, то не надо ждать от него подарков судьбы. Ах (с пафосом), вдруг он встретил светлую душу, и переродился, и стал совершенно иным! Да никогда в жизни! Это сказка для детей. Я женщина абсолютно неромантического склада. Когда встречаю мужчину, который предлагает мне взглянуть на звезды, мне ужасно смешно становится.
- А мне кажется, это такой кайф - взгляды, недоговоренность, прикосновение...
- Так это же совершенно разные вещи! Романтика - это ложь. А то, о чем вы говорите, - это зарождение чувств. Сантименты - я их очень люблю.
- А "романтизм", о котором вы говорите, откуда он берется в людях?
- Думаю, от пустоты. Я встречала таких мужчин, тесно, близко и долго общалась с ними... (Грустно улыбается.) Кто-то может любить, а кто-то - нет, даже если очень хочет. Пусто внутри. Вот тогда человек и говорит: "Посмотри, какая картина". При этом он ничего не видит! Если человек видит, то ничего не будет говорить. Он просто будет смотреть на нее.
В гостях хорошо...
- НЕСКОЛЬКО лет вы жили и работали во Франции. Жалеете, что вернулись в Россию?
- А что тут жалеть? Там скучно. И безумно сложно. Здесь очень хорошо жить. Мы во многих вещах настолько нецивилизованны, что можем позволить себе расслабиться. А там - огромное количество бюрократических препон! Если к тебе приехали гости, ты обязан пойти в полицию, зарегистрировать их. Если снимаешь квартиру и пропустил посещение жандармерии по поводу приписки к этому району - это наказуемо административно.
- Елена, младшего сына у вас отсудил после развода муж-француз. Вам удается общаться с Сашей?
- Нечасто, но удается. Судебные процессы в общей сложности длились больше трех лет. Благодаря юридическим заморочкам и запугиваниям удалось выбить встречи.
- А чем вы могли запугать бывшего супруга?
- Начать процесс в России. Иностранцам так страшно все, что связано с Россией. Им кажется, что здесь снега, сугробы, бандиты... Если здесь, в Москве, начнется судебный процесс, то будет совсем хана. Абсурдно и смешно.
- У нас практически никогда ребенок после развода не остается с отцом.
- Там тоже. Но у них есть одно интересное правило, введенное еще Наполеоном (хотя в законах это нигде не записано): человек, родившийся на территории Франции, имеет право до совершеннолетия проживать в этой стране. Вы можете быть арабкой, русской, англичанкой, но если ребенок родился там и вы захотите покинуть территорию этой страны вместе с ним, вам этого сделать не дадут.
- Сколько лет вы уже в разлуке с младшим сыном?
- Очень долго. Уже 5 лет.
- Он говорит по-русски?
- Нет, не говорит.
- Боль из-за того, что отняли ребенка, со временем притихает?
- Немного притихает. Но я по Саше безумно скучаю... Это постоянная нехватка чего-то, что очень важно в твоей жизни. И ничто этого не возместит и не заменит...
Смотрите также:
- Лариса Голубкина: "Мне не дают развернуться как бабушке" →
- Татьяну Догилеву поженили с Меньшиковым →
- Вера Глаголева: "Принц сам вас найдет" →