Каспий: Раздел нефтяных полей не за горами

   
   

НА ПРОШЛОЙ неделе Владимир Путин принимал в Москве туркменского лидера Сапармурата Ниязова и президента Азербайджана Гейдара Алиева. На встречах речь шла о судьбе Каспия. Президент Фонда развития энергетики и инвестиционной политики, советник Министерства энергетики А. КОНОПЛЯНИК считает, что интенсивные переговоры лидеров прикаспийских государств могут означать, что "проблема раздела Каспия близка к завершению".

- За последние 10-15 лет российская нефтяная и газовая промышленность оказалась перед выбором: идти дальше на север, в Западную Сибирь - туда, где тундра и холодно, или на юг, в район Каспийского моря. Второй вариант казался предпочтительнее, но мешало то, что Каспий оказался не разделенным на экономические зоны между приграничными странами - Россией, Ираном, Казахстаном, Азербайджаном, Туркменистаном. Каждая из них стала претендовать на свой кусок Каспия.

Основные богатства Каспийского моря - нефть, газ и рыба осетровых пород. Причем многие специалисты убеждены в том, что поголовье осетровых здесь по своей рыночной стоимости вполне сопоставимо с запасами нефти и газа и даже может превышать ее. Однако прикаспийские государства прежде всего интересует дно моря. В конце 90-х гг. доказанные (т. е. разведанные и экономически рентабельные) запасы нефти в каспийском регионе составляли 2,5% мировых. (На долю Ближнего Востока приходится 60%, СНГ - 15%, из которых 12,5% находится в России.)

Не так давно ресурсы нефти и газа было решено разделить по принципу так называемой серединной линии. Она проводится на равном удалении от береговой линии и повторяет изгиб границы прибрежной территории каждого из государств.

Но и, пока этот принцип не закреплен договорами, конфликты неизбежны. Уже были примеры, когда одна из нефтяных российских компаний должна была подписать контракт с Азербайджаном о совместном освоении одного из месторождений. Туркменистан, который считал, что оно принадлежит ему, в ответ на это пригрозил России разорвать дипломатические отношения.

Есть и другой пример. В 1997 году, когда в российской акватории началось освоение первого российского (северного) участка на Каспии, у нас еще не были решены проблемы делимитации (разграничения) зоны с Казахстаном. Тогда бизнесмены договорились, что если россияне нечаянно вторгнутся на чужую территорию, то после разграничения в качестве компенсации мы позволим казахам углубиться на свою.

Смотрите также: