К 2000 г. ЦЕНА НА НЕФТЬ ВОЗРАСТЕТ ВДВОЕ
Несколько лет назад было торжественно объявлено о подготовке соглашения между американским консорциумом "Шеврон" и СССР по совместной эксплуатации нефтяного месторождения Тенгиз (Казахстан). Акция эта призвана символизировать потепление отношений между двумя ядерными сверхдержавами. Но в последнее время, когда началась детальная проработка соглашения стали просачиваться данные о его деталях, вызывающие недоумение. В частности, при наших вложениях в Тенгиз в 850 млн. долл. и предполагаемых первоначальных "Шеврона" - в 20 млн., американцам гарантируется 50% чистой прибыли. Об условиях сделки наш корреспондент А. УГЛАНОВ беседует с сотрудником Института мировой экономики и международных отношений АН СССР М. СУРЦУКОВЫМ.
ИЗВЕСТНО, что нашей стране позарез нужны деньги, и как можно быстрее. Уместно ли говорить в этой ситуация о том, что планируемая чистая прибыль "Шеврона" - 50% - завышена? Что ни говори, а синица в руках лучше журавля в небе?
- Тенгиз по своим запасам входит в "пятерку" крупнейших месторождений мира. Причем разведанные запасы могут быть только увеличены, поскольку до нижней границы нефтеносных пластов пока не добурились. И предоставлять такое месторождение на условиях разделения конечной прибыли - 50% на 50% - абсурдно. Такого не было уже в 60-е годы на Ближнем Востоке. 60% на 40% в пользу арабских стран. В 70-е оно изменилось до 80% на 20%. Сейчас доля прибыли этих стран составляет порядка 90%.
- Но условия добычи нефти на Ближнем Востоке намного проще, чем в Казахстане. Какие усилия затратит "Шеврон"?
- Долларовые вложения, дополнительные к тем, которые уже сделаны, оцениваются, насколько мне известно, примерно в полтора миллиарда.
- Но вполне вероятно, что западным банкирам, которые будут вкладывать сюда деньги, необходима гарантия в виде присутствия крупной корпорации с ее технологической экспертизой. Быть может, это и стоит больших денег - товарный знак "Шеврона" на нефти Тенгизского месторождения?
- Исходя из того, что соглашение предполагается подписать фактически на 40 лет, мы можем оказаться в той ситуации, в которой оказался ряд ближневосточных стран. В течение десятков лет они вынуждены были платить 5% прибылей наследникам нефтяного магната Гюльбекяна по соглашению, подписанному давным-давно.
- Да, тут есть над чем подумать. Но как не учесть тот фактор, что при дефиците нефтепродуктов в стране начнет в полную силу поступать нефть Тенгиза? Трактора и машины требуют в первую очередь солярку и бензин, а не деньги, даже если это доллары.
- Но вся добываемая тенгизская нефть предназначена для экспорта. При этом казахстанская нефть будет поступать на союзные нефтеперерабатывающие заводы для внутреннего потребления. На Запад с маркой "Шеврона" пойдет нефть Тюмени, Башкирии и других месторождений.
- В этом ничего необычного нет. И в ситуации, в которой находится страна, получить возможность купить даже самое необходимое - уже удача.
- Вы отчасти правы, но давайте посчитаем. По самым скромным подсчетам, запасы Тенгиза равны 2 млрд. тонн. При условии извлечения 50% будет добыто 1 млрд. тонн нефти. По нынешним ценам - на 100 млрд. долл. При трехпроцентной инфляции за период эксплуатации месторождения стоимость добытой нефти в текущих долларах вырастет в среднем в два раза - до 200 млрд. долл. Кроме того, в проекте соглашения не оговаривается увеличения нашей доли в доходах в случае роста запасов в результате геологоразведочных работ. Хотя такая зависимость - норма в нефтедобыче.
- Но цена на нефть может резко снизиться, и с учетом этого фактора "Шеврон" все же рискует, вкладывая 1,5 млрд. долл.
- В данном проекте цена на нефть зафиксирована раз и навсегда: 18 долл. за баррель (159 л) - ее нынешняя цена на мировом рынке. Лишь один прогноз говорит, что эта цена не изменится 25 лет, - это прогноз самого "Шеврона". Министерство энергетики США дает прогноз роста мировых цена на нефть от 35 до 47 долл. к 2010 г. Европейские аналитики прогнозируют удвоение цен к 2000 г.
- Ну, допустим, "Шеврон" окажется прав, и цена на нефть останется на уровне 18 долл.
- Все равно в соглашение должен быть включен механизм разделения доходов в зависимости от роста цен. При 18 долл. - 50% на 50%; при 36 долл., скажем, - 30% на 70% и так далее. Почему этого нет?
- Быть может, политическая выгода сегодня в том, что даже с потерей многих миллиардов мы показываем другим западным компаниям, что СССР - надежный партнер?
- Да, многие рассуждают так - если мы сейчас оттолкнем "Шеврон", то к нам уже никто не пойдет. Но западные страны, при всем своем внешнем единстве по отношению к нам, продолжают конкурировать между собой. Как только был подписан протокол о намерениях по Тенгизу, европейцами был выдвинут "план Люберса" по энергетическому сотрудничеству с СССР. Западноевропейцы испугались, что американцы, которые и без того заняли доминирующие позиции по всему миру от Венесуэлы до Ближнего Востока и Малайзии, вклинятся посредниками в торговле нефтью между СССР и Европой.
Так что, подыгрывая "Шеврону", мы, с одной стороны, заставляем смотреть на себя настороженно Западную Европу - наших соседей, с другой - они будут добиваться от нас столь же выгодных условий. Что же остается нам?
ОТ РЕДАКЦИИ. Этот материал ни в коем случае не может рассматриваться как направленный против американского консорциума "Шеврон". Каждый защищает свои интересы, и это естественно. Но чьи интересы защищают советские чиновники, ведущие переговоры и подготовившие сделку к подписанию?
Почему в данном случае не предусмотрены пункты, записанные в любых аналогичных контрактах? Почему американцам гарантируются суммы, превышающие предельно допустимые нормы здравого смысла? Или они предназначены не только им? Почему молчит КГБ, а также партийная печать, раздувавшая совсем недавно "дело" о 140 млрд.?
Ответов на это нет, но уже появились слухи, и самые невероятные. Первое объяснение самое простое - некомпетентность наших чиновников. Другие версии - о наличии секретных счетов в западных банках, куда будет якобы перекачиваться часть баснословной прибыли. В одном случае - это партийные счета, в другом - счета тех, кто готовит сделку, в третьем - для финансирования репатриантов, прибывающих в Израиль из СССР.
Вопросов и слухов много, поэтому необходимо требовать у правительства ответов на них, так как в тиши "кабинета" созревают и другие планы - в частности, о разработке крупнейшего газового месторождения на шельфе Баренцева моря.
Что касается соглашения с "Шевроном", существует довольно простой механизм, позволяющий все прояснить, - проведение независимой международной экспертизы проекта по Тенгизу. Это внесет ясность и даст ответ на те вопросы, которые были затронуты в нашей публикации.