Примерное время чтения: 3 минуты
84

Понижение цен на топливо. Верхи не хотят, низы не могут?

О ТОМ, почему растут цены на бензин, "АиФ" пишет часто. В прошлом номере премьер Михаил Фрадков пригрозил, что "вежливо попросит" нефтяных гигантов заморозить "горючие тарифы". И вот случилось: с 19 сентября до конца года "ЛУКОЙЛ" зафиксировал розничные цены на бензин и дизельное топливо на собственных заправках во всех регионах.

КОМПАНИЯ делает это уже не в первый раз. В декабре 2004 г. она сдерживала розничные тарифы на своих АЗС и не меняла их до мая 2005-го. Но благодарны ей были лишь автомобилисты. Конкуренты отчаянно сопротивлялись, а в Нижегородской области и Марий Эл Федеральная антимонопольная служба обвинила "ЛУКОЙЛ" в том, что он пытается довести владельцев частных АЗС до банкротства. Сами "частники" тоже заявили, что нефтяной гигант хочет вытеснить их с рынка.

Но на самом деле крупные нефтяные компании - второстепенные игроки на розничном рынке нефтепродуктов, они "контролируют" лишь его четвертую часть. Да и выгода от продажи бензина и дизеля на автозаправках для них не так велика. Чистая прибыль того же "ЛУКОЙЛа" от сектора АЗС не превышает 1-2%. Выходит, слухи о "картельном сговоре" сильно преувеличены? Да и вообще, вся ситуация по форме напоминает замкнутый круг: понизишь цены - навредишь мелким конкурентам и нарушишь антимонопольный закон. Повысишь - разгонишь инфляцию.

Однако, если не предпринять конкретных мер, цены будут продолжать ползти вверх. Причины вполне объективны: рост мировых цен на нефть и налоговой нагрузки на нефтяные компании (налог на добычу полезных ископаемых "привязан" к мировой цене на нефть), большая доля независимых владельцев АЗС, увеличившийся объем продаж бензина из-за увеличения числа автомобилей (спрос опережает предложение, причем за последние годы стали покупать гораздо больше высокооктанового бензина), отсталость большинства российских нефтеперерабатывающих заводов (каждые 20 из 25 работают по 40-50 лет) и их неспособность существенно увеличить производство. Вот что предложил президент "ЛУКОЙЛа" Вагит Алекперов, замораживая цены на 1300 "своих" АЗС: "Этот шаг позволит в краткосрочном периоде сдержать рост цен на топливо, а также продолжить начатый конструктивный диалог между Правительством РФ и нефтяными компаниями, для того чтобы стабилизировать внутренние цены на нефтепродукты".

Алекперов предлагает правительству отказаться от "привязки" НДПИ к мировой цене на нефть, стимулировать потребление в РФ дизельного топлива и поощрять крупные инвестиции для модернизации нефтеперерабатывающей отрасли страны.

Со своей стороны нефтяники обещают также вкладывать собственные средства в наши НПЗ, направленные на увеличение количества и качества моторных топлив.

Что же касается дизельного топлива, то "ЛУКОЙЛ" считает его привлекательной альтернативой бензину за счет более низкой цены и не такого проворного ее роста по сравнению с Аи-92-98 и его экологичности. К тому же расход дизельного топлива меньше, а запасы его - больше (сейчас выше 50% нашего ДТ идет на экспорт). Если перевести и частный, и государственный транспорт на дизель, это поможет остановить и нужду в бензине, и рост цен на него.

Это один из методов. Вырваться из замкнутого круга поможет только комплекс мер, и это понятно и правительству, и нефтяным компаниям, и тем, кто каждое утро оставляет все больше денег на автозаправке.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно