Сначала - экономика
ТО, ЧТО война в Ираке преследует прежде всего экономические интересы, было ясно задолго до ее начала. Еще в Совете Безопасности ООН вовсю шли дебаты о возможности предотвращения войны, а официальный Вашингтон уже объявил конкурс на восстановление послевоенного Ирака. В первую очередь - нефтяной промышленности. Если учесть, что "страна-изгой" 12 лет находилась в экономической блокаде и оборудование на нефтепромыслах изрядно устарело, капиталовложения потребуются немалые. Не считая того, что затраты на саму военную операцию изначально планировались в размере десятков миллиардов долларов, а уже на шестой день ее проведения администрация Буша решила запросить у конгресса 75 млрд. долларов дополнительно.
Ясно, что окупить такие затраты в короткие сроки невозможно. Но у Вашингтона, судя по всему, планы носят стратегический характер. В случае победоносного завершения войны у него появится гораздо больше возможностей влиять на политику стран ОПЕК. Кроме того, Ирак обладает вторыми по величине нефтяными запасами в мире, отставая по этому показателю лишь от Саудовской Аравии. По расчетам, при нынешних темпах добычи нефти только эксплуатируемых месторождений хватит еще на 129 лет - дольше, чем в любой другой стране. Для сравнения: российские месторождения иссякнут уже через двадцать лет.
Нефть, нефть, нефть...
СОБСТВЕННО говоря, поэтому война в Ираке сильно затрагивает интересы нашего государства, известно, насколько наша экономика зависит от мировых цен на нефть. Но возможные экономические последствия для России следует рассматривать, по крайней мере, в трех аспектах. Первый из них связан непосредственно с двусторонними российско-иракскими отношениями, имеющими довольно длительную историю. До последнего времени в Ираке работали российские нефтяники. В частности, компания "Зарубежнефть" осваивала месторождения Киркук и Западная Курна-2, имела контракты на поставку оборудования. Активно внедрялся в разработку иракских месторождений нефти "ЛУКОЙЛ". Все это может остаться в прошлом: американцы в случае победы в войне будут воспринимать иракские запасы нефти как свои собственные и не захотят ими ни с кем делиться. И меньше всего - с Россией, которая активно выступила против войны в Ираке.
Ясно, что пострадают интересы российских строителей, которые до последнего времени активно работали в Ираке. Так, только акционерное общество "Энергопром" имеет там контракты на сумму свыше 50 млн. рублей. В частности, уже изготовлено, но не поставлено оборудование стоимостью 1 млн. рублей для реконструкции тепловой электростанции "Дора". В аналогичной ситуации оказалось государственное унитарное предприятие "Технопромэкспорт", которое строило возле Багдада теплоэлектростанцию "Юсифия". Если даже эти и другие объекты не будут разрушены, в послевоенном Ираке, вероятнее всего, их будут завершать уже другие строители.
Такси не будет
СРЫВАЮТСЯ и поставки техники из нашей страны в Багдад, в том числе челябинских тракторов, грузовиков КамАЗ. На Горьковском автозаводе задержана отгрузка 250 "Волг", которые были изготовлены с учетом иракского климата и предназначались для использования в качестве такси. Всего же по контракту, подписанному два года назад, ГАЗ должен поставить в Ирак 5 тысяч машин. Что, конечно же, тоже остается под большим вопросом...
Все понимают, что срывы контрактов - может быть, не самое тяжелое последствие для нашей экономики. Такие потери носят разовый характер. Тем более что существует хоть какая-то вероятность попытаться возместить ущерб через суд. К примеру, в случае с ГАЗом Ирак по договору обязан возместить четверть стоимости нереализованного заказа. Гораздо более серьезной угрозой теоретически может стать "обвал" бюджета, если резко упадет цена на нефть. В случае быстрой победы коалиционных сил над Ираком (хотя вероятность такого исхода с каждым днем становится все менее вероятной), стоимость одного барреля нефти, по мнению экспертов, может упасть до 14 или даже до 12 долларов. В перспективе это может угрожать дефицитом бюджета, значительным сокращением выручки от экспорта, затруднением с выплатой внешнего долга, а возможно, и дефолтом, как это было в 1998 году. В случае затягивания войны, а тем более нанесения серьезного ущерба нефтяным месторождениям Ирака цены на нефть, напротив, могут вырасти. По мнению большинства ведущих российских экономистов, и то и другое наша страна в краткосрочной перспективе выдержит - внешнеэкономические факторы не могут, по крайней мере, в течение ближайшего года сильно повлиять на Россию. Один из гарантов стабильности рубля - рекордные золотовалютные запасы Центробанка, которые в настоящее время превышают 60 млрд. долларов.
Опять наказаны пенсионеры
ВМЕСТЕ с тем, если ЦБ придется скупать большое количество валюты для обеспечения этой стабильности и в экономику будет "вброшена" значительная рублевая масса, неизбежен рост цен. А это, естественно, отразится на благосостоянии россиян. В первую очередь пострадают наиболее социально незащищенные граждане, то есть пенсионеры. В долгосрочной перспективе при сохранении кризисной ситуации на Ближнем Востоке неизбежно начнется кризис мировой экономики, снизится потребление энергоресурсов, упадут инвестиции. Даже если все это время цены будут оставаться высокими, проблемы для нашей страны будут нарастать - расти ее сырьевая зависимость, снижаться конкурентоспособность товаров и т. д.
Да не давали мы им ракет!
И НАКОНЕЦ, третий фактор, который способен повлиять на ситуацию, - возможные экономические санкции по отношению к нашей стране. По крайней мере, исключить их с американской стороны нельзя после того, как официальный Вашингтон обвинил российские оборонные предприятия в поставках оружия Ираку в нарушение резолюций ООН. В частности, утверждается, что тульское КБ приборостроения, московская фирма "Авиаконверсия" и другие нарушают режим нераспространения некоторых видов вооружения и иракскому режиму попали приборы ночного видения постановщики радиопомех, противотанковые ракеты, которые сильно затрудняют действия американских войск. Российская сторона эти утверждения решительно опровергла. Вероятнее всего, американцам просто нужно чем-то оправдать не очень успешное ведение боевых действий, а заодно попытаться изменить довольно жесткую позицию России по отношению к войне в Ираке. Спектр воздействия на нашу экономику с американской стороны может быть весьма широким - от вытеснения из нью-йоркских магазинов российского молока до прекращения совместных космических программ. А в том, что США может ввести против нашей страны санкции, не утруждая себя доказательством каких-либо нарушений со стороны России, можно не сомневаться: начали же они саму войну, не представив мировому сообществу никаких доказательств наличия у Ирака оружия массового поражения.