Примерное время чтения: 7 минут
91

Мы - Верхняя Вольта, но наш бронепоезд...

В СВОЕМ ежегодном обращении к американскому народу, где-то в перерыве между показаниями по делу Моники Левински, президент сверхдержавы Билл Клинтон заявил, что Россия вышла из числа мировых лидеров. Вы, мол, - Верхняя Вольта, и пора вам отказываться от имперского мышления.

АМЕРИКАНЦЫ уже живут в "монополярном" мире, где Америка - это пуп земли. В этом мире они бомбят Ирак, замахиваются на Косово. Ограничивают России доступ в космос. Вводят "санкции" против трех наших институтов. Миссия МВФ уезжает ни с чем. Госсекретарь США Мадлен Олбрайт приезжает с ультиматумом: либо Россия одобряет то, что Америка расширяет свою систему противоракетной обороны, либо они делают это без нашего одобрения. Так США хотят поторговаться. Иначе нам дефолт.

ВСЕМ ПРОЩАЮ

ЗВУЧИТ малоприятно. Однако, если разобраться, пугать Россию дефолтом - все равно что пугать ежа голой сами знаете чем. (Выражение не наше, а генерала Лебедя, одного из наиболее перспективных политиков, удостоенного встречи с госпожой Олбрайт.) По подсчетам некоторых экспертов, случись сейчас дефолт, за последние два века российской истории он будет минимум шестой.

Екатерина II одолжила как-то у амстердамских банкиров 6,5 млн. гульденов. И дальше

"хранила царственное молчание". При Николае I российский долг достиг 1,5 млрд. руб. (или 15 трлн. нынешних долл.). Это, правда, закончилось Крымской войной. Россия лишилась дельты Дуная и Черноморского флота.

Наверное, единственный в истории классический дефолт - отказ большевиков от царских долгов - тоже случился с нашей страной. За это нас исключили из международных отношений, и вся загрансобственность (на 300 млрд. долл.) была конфискована. Правда, надо отдать должное, к 27-му году большевики все-таки расплатились с самыми крупными кредиторами: банками "Креди-Лионэ", "Сосьете-Женераль" и др.

В 1946 г. Сталин в одностороннем порядке разорвал соглашение, по которому СССР должен был заплатить американцам за остатки их военной "гуманитарной" помощи. В 1991 г. развалился Советский Союз, и его долги чуть не повисли в воздухе. Тогда дело дошло до блокировки счетов Внешэкономбанка. Потом Россия приняла на себя обязательства СССР. И счета разблокировали.

ЧУЖИЕ ОШИБКИ

НОВЕЙШАЯ история вообще так и подзуживает объявить о дефолте. Будто бы нет лучшего способа получить новые займы или хотя бы скостить старые. Этим в 80-90-е годы пользовались латиноамериканцы. Мексика целых два раза.

Как отреагировали "империалисты всех мастей"? По инициативе США долги, как теперь модно говорить, "реструктурировали". Многие кредиторы, например "Сити-банк", добровольно отказались от своих претензий. Другие пересмотрели сроки и проценты.

Оставшиеся обязательства были обменены на государственные бумаги США. Результат: под гарантию Штатов пошли новые инвестиции.

Иногда стране списывали часть долга из желания поощрить ее. Египту, например, списали 50% за договор с Израилем. Заикнувшейся о дефолте Польше - столько же за то, что она первая откололась от соцлагеря: надо же было доказать, что пути реформ необратимы.

Что теряем мы

В СЛУЧАЕ дефолта России пророчат полную изоляцию. Бывший министр экономики профессор Евгений Ясин говорит, что, если мы выживем, это будет "еще одно русское чудо".

Юридически дефолт - штука весьма смутная. Парижскому или там Лондонскому клубу для того, чтобы возбудить против страны процедуру банкротства, необходимы голоса 50% участников (пока за это проголосовали всего 28%). Но, предположим, кворум есть. Что дальше? С Парижским клубом от имени нашего государства работает Внешторгбанк. Вот он и станет "крайним". Банк можно объявить банкротом, распродать активы из расчета 2 цента на 1 доллар. И успокоиться.

Теоретически, может быть арестована загрансобственность - то, что принадлежит государству. Европейский банк реконструкции и развития, говорят, уже начал проводить оценку нашей недвижимости, выложив за это не то 3, не то 300 млн. долл.

На официальном учете Мингосимущества находится 2559 объектов в 120 государствах. Балансовая стоимость - 2,7 млрд. долл. Кроме недвижимости Россия владеет 103 долями в зарубежных компаниях. Одна из них очень перспективная. "Вьетсовпетро" - добыча нефти на вьетнамском шельфе - приносит более 200 млн. долл. в год.

Деньги. За границей хранятся валютные резервы Центробанка - 8 млрд. долл. Остатки на корсчетах государственных банков (Внешэкономбанка, Внешторгбанка, Сбербанка) - полсотни миллионов долларов.

Больше с нас брать нечего.

Запад кричит о десятках миллиардов долларов на счетах физических лиц. Лондонский клуб заявил, что готов эти счета рассекретить. Особо неистовствуют Штаты, предлагают помощь ФБР. Даже Швейцария приняла закон, позволяющий при определенных обстоятельствах раскрывать тайну вклада. Впрочем, это все сомнительно. Блокировка счетов физических лиц - нарушение гражданского законодательства любой страны.

Точно так же сомнительно выглядит и вероятность ареста средств и счетов компаний с государственным участием (называют "Газпром", РАО ЕЭС, ЛУКОЙЛ). Германия - наш, между прочим, самый крупный кредитор - живет на газе из России. Так что еще вопрос, кому будет больший дефолт.

Что теряют они

ОСТАВШИСЬ без средств, Россия вынуждена будет их зарабатывать. Как? Как обычно: торгуя газом, нефтью, металлами, лесом, оружием... И по ценам ниже мировых, чтоб уж наверняка. Лишившись партнеров на Западе, мы начнем активнее искать их на Востоке: СНГ, арабские страны, Индия, Китай, тот же Иран. Не говоря уже о том, что Запад потеряет наш рынок.

Но это еще не все. Россия до сих пор остается сверхдержавой в том смысле, что владеет сверхмощными запасами долларов, в том числе и у населения.

Предположим, весомую часть валютных запасов ЦБ волевым решением переводит в евро. В евро же пересчитываются долги европейским странам, третьим странам, включая СНГ. В евро начинают работать крупные экспортеры, например "Газпром". По подсчетам экономиста Никиты Кириченко, российская экономика может единовременно сбросить до 20 млрд. долл. и еще примерно на 1517 млрд. в год снизить свой спрос на американскую валюту.

Россия экономически не теряет ничего. А Америка - десятки миллиардов. Не говоря уже о том, что, по некоторым оценкам, вся Европа до 2004 г. избавится от долларовых резервов на сумму в 100 млрд.

Не валяй дурака, Америка!

"У РОССИИ есть моральное право ставить вопрос о реструктуризации, - говорит начальник управления Центра экономической конъюнктуры при правительстве РФ Георгий Мальцев. - Американцы сами признают, что из нашей страны ежегодно вывозится 15-17 млрд. долл. Это вполне сопоставимо с той суммой, которую Россия должна выплачивать по графику погашения долгов. Так что можно считать, де-факто мы им платим. Потом, по ГКО иностранные инвесторы получали до 80%.

Где еще в мире они найдут такую доходность?"

Уже не первый год мы работаем не на себя. Все, что Россия зарабатывает, уходит за долги. В чужую экономику мы вкладываем деньги, там создаем рабочие места и платим в срок зарплату.

Пока мы не слушали чужих рекомендаций, СССР называли сверхдержавой. А теперь за "цивилизованным" столом переговоров - Верхней Вольтой.

Чего добивается от нас МВФ? И то ли он в итоге получит, чего добивается? В конце концов, чем

ближе выборы, тем меньше вероятность, что кто-нибудь получит вообще что-нибудь. В крайнем случае у России всегда остается возможность "пойти своим путем".

Госсекретарь США Мадлен Олбрайт прекрасно понимает, что, "столкнувшись с финансовыми трудностями, Россия будет торговать теми товарами, которые у нее есть". И что необходимо "предотвратить превращение России в супермаркет, где будут незаконно торговать ядерным, биологическим, химическим и ракетным оружием". Наш первый вице-премьер Юрий Маслюков выразил это дипломатичнее. "Изолированная, затравленная, загнанная в угол такая большая страна, как Россия, - это не лучшая перспектива", - сказал он.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно