ДИНАМИК прохрипел что-то неразборчивое, наш двухмоторный транспортник Си-2 ухнул вниз, и тут же - рывок. Это самолет зацепил посадочный трос и почти мгновенно погасил скорость. Люк грузового отсека медленно открылся, и в уши ударил грохот, в котором потонуло традиционное "Велком эборд" ("Добро пожаловать на корабль"). Так "Аргументы и факты" стали первой российской газетой, приславшей своего корреспондента в Персидский залив на американский атомный авианосец "Джон Стеннис".
ПРИ ПЕРВОМ взгляде диву даешься: как только вода держит эту махину? Полетная палуба - 333 на 78 метров (три футбольных поля в ряд), высота от киля до верхушки мачты - 74 метра (24-этажный дом)! Потом к американской гигантомании привыкаешь и глаз фиксируется на другом.
Грязь службе не помеха
НА АВИАНОСЦЕ не то чтобы грязно, но нет той навязчивой чистоты, столь любимой нашим флотским начальством. Пробежишься пару раз по трапу - ладони уже черны от поручней. Никто круглые сутки не драит палубу и не ползает с зубной щеткой по гальюнам. Вместо этого на стене - табличка: "Просьба не мочиться мимо унитаза и не бросать бумагу на пол".
Из пятитысячного населения "Стенниса" более 400 - женщины, в том числе техники, пилоты и рулевые. При этом "мужской" и "женской" работы на авианосце нет. Вот девушка в синей морской униформе неуклюже рубит топором деревянные поддоны от какого-то контейнера. А рядом здоровенный негр лениво возит по палубе новомодной пластиковой шваброй. И ни одному из них не приходит в голову поменяться. Пожалуй, равноправие полов в американских вооруженных силах доходит порой до идиотизма.
Камбуз и кубрик
КОМАНДА "Стенниса" съедает в сутки полторы тонны мяса, а одной только содовой воды выпивает по 3600 бутылочек. На завтрак здесь подают фрукты: дыня (невкусная, среднеазиатские лучше), яблоки, киви, апельсины. Еще - пирожные, тосты, джемы, кукурузные хлопья и молоко, включая обезжиренное. Из напитков: горячий шоколад, 2-3 вида кофе, чай, в том числе зеленый, виноградный, апельсиновый и грейпфрутовый соки, кока-кола простая и диетическая. В общем, ассортимент шведского стола в четырехзвездочной гостинице. На обед и ужин добавляется несколько мясных блюд на выбор, гарниры из бобов, кукурузы, картофельных чипсов, шпината или фасоли. Кроме того, в корабельной лавке можно купить пиво. Почему-то никто не хлебает его литрами и не шляется пьяным по палубе. Наверное, это и называется "воинской дисциплиной".
Корабельный устав наряду с порноизданиями и наркотиками строжайшим образом запрещает доставлять на борт... собственную мебель. И это правильно! При всей любви американцев к комфорту живут на авианосце в тесноте. Стандартная офицерская каюта вмещает две койки (верхняя и нижняя), умывальник, два шкафа, столько же железных кресел и письменных столиков. Телевизор на мощном кронштейне подвешен под потолком. Выше проходят толстые белые трубы - в них охлаждается вода из второго контура ядерных реакторов. У матросов условия скромнее - двухъярусных коек 8-10 штук, а кресел и столов нет вовсе. Телевизор (новости СNN, пара спортивных каналов и передачи корабельной телестудии) матросы могут посмотреть в "зоне отдыха" - аналог нашей ленинской комнаты.
"Джон Стеннис" объявлен некурящей зоной. Исключение сделано лишь для двух мест на ангарной палубе. "Если не хотите оказаться в прокуренном помещении, не переступайте эту черту", - гласит трафаретка над входом. Но курилки на корабле никогда не пустуют. Там дымят, как школьники в туалете - быстро и (в особенности офицеры) воровато. По ночам курилки освещены лишь красными аварийными фонарями - дискотека в сельском клубе, да и только! Некурящие могут сходить в одну из "качалок", разбросанных по всему авианосцу. Например, покрутить педали велотренажера, примостившегося рядом с пусковой установкой ракет "Си Спэрроу" на корме.
Есть там и библиотека. Наибольшим спросом пользуются детские книжки про Гарри Поттера. Но большинству не до отдыха. Корабль находится в зоне боевых действий, и самолеты со "Стенниса" регулярно бомбят Афганистан.
О том, как воюет авианосец, читайте в следующем номере.
Смотрите также:
- Лучевая болезнь, рак и импотенция - типичные недуги первых военных атомщиков. "Без свинцовых трусов" →
- Тайна субмарины: кто посадил на мель нашу подлодку? →
- Тайны "Петра Великого" →