Лишь несколько месяцев назад председатель КГБ СССР В. Крючков снял подписку о пожизненном неразглашении государственной тайны особой важности с тех немногих выживших ветеранов подразделений особого риска, которые в 1949 - 1963 гг. принимали непосредственное участие в испытаниях ядерного оружия. Мы попросили бывшего летчика 176-го гвардейского истребительного авиационного Проскуровского ордена Александра Невского Краснознаменного полка и ближней воздушной радиационной разведки Семипалатинского ядерного полигона, инвалида II группы Б. КОРНЯКОВА рассказать о взрыве 12 августа 1953 г. первой в мире водородной бомбы.
ВСЕ ДЕРЖАЛОСЬ В ПОЛНЕЙШЕЙ ТАЙНЕ. В июне 1953 г. звено из трех самолетов "Як-12" получило приказ перебазироваться с Центрального аэродрома в Москве на заброшенный аэродром в Дятьково, под Дмитровом. Там самолеты разобрали, упаковали в ящики. На железнодорожной станции их погрузили на платформы, выставив охрану.
Куда едем, зачем - об этом мы ничего не знали. Сидим, расписываем "пульку", выпиваем.
Наконец, прибыли в "Точку С". В солдатском городке нам дали палатку. Утром просыпаемся, радио-"колокольчик" гремит: "Враг народа Берия..." и т. д. А Берия, как я потом узнал, лично контролировал все испытания атомных бомб с самого начала и до ареста.
Охраны было муха не проскочит. Помню, начальник штаба, генерал-майор, поручал нам на "яках" мотаться за 500 км за коньяком и водкой - по какому-нибудь случаю. Кругом на КПП стояли чекисты, и если они замечали, что кто-то везет спиртное в машине, то, не глядя на звания, тут же прикладами разбивали все: "В гарнизоне сухой закон".
Испытания по научной части курировал Курчатов. Его фамилии мы в то время не знали. Даже начальство наше ему докладывало так: "Товарищ Борода...".
Вылетая на место взрыва очередной бомбы, я не раз с воздуха наблюдал, как Курчатов на "тридцатьчетверке" полз в самое пекло - посмотреть, что и как. Танк был без башни, внутри освинцован и имел два лежачих сиденья - для Курчатова (или дозиметриста) и водителя.
Я ТОЖЕ РАБОТАЛ НА ДОЗИМЕТРИЮ. То есть через 30 минут после взрыва очередной бомбы мне с дозиметристом нужно быть на месте и на бреющем полете на высоте 5 - 7 метров проверить, какова радиация в эпицентре. Я подсчитал, что за 4 года отработал около 40 бомб, в том числе 2 водородные, одну кобальтовую ("поганку-вонючку": разрушает мало, но радиация - страшнейшая).
В "Точке М" был маленький грунтовой аэродром подскока. С него мы летали за 60 верст на "Точку П" - полигон. В первых числах августа вызывают меня и говорят: "Твоя задача - работать над определенной точкой и строить "бабочку". - "Что за "бабочку"? - "На малой высоте делай 4 пересекающихся захода над одной точкой".
11 августа после обеда на Иртыш, где мы купались, прибегает посыльный: "Давай быстро, тебя к телефону". Бегу. "Садись в газик, дуй на аэродром, самолет уже заправлен". Приезжаю. У самолета - вижу по лицу - стоит чекист. Мне говорят: "С тобой полетит этот человек". Взлетели. "Куда теперь?" - "Жми вот по этим телеграфным столбам. Через 60 верст увидишь водонапорную башню. Считай, что это будет там точка, где будешь работать после "явления". Что за "явление", спрашивать не стал - лишних вопросов задавать не положено. Подлетаем. Действительно стоит башня, вокруг в радиусе 12 км - пятиэтажные дома, много всякой военной техники расставлено - танки, самолеты, автомашины, торпедные катера, даже 1 км метро был построен. Везде отрыты траншеи, в них завезли баранов, верблюдов... Башня высотой метров в 30, наверху большущий бак диаметром эдак метров 15, крыша на конус и громоотвод метра в два. Чекист говорит: "Строй свою "бабочку". Я через этот громоотвод р-раз, другой, третий, четвертый, - только что колесами его не цепляю. Захожу на очередной разворот, глянул краем глаза на чекиста, а он весь белый и крупные капли пота выступили на лице. Думаю: "Наверное, укачало, не дай Бог сейчас тошнить начнет". Закончил, и - по столбам - назад. Садимся, вылезаем. Я говорю: "Что, плохо было?" - "А ты знаешь, над чем ты летал?".
ВЕЧЕРОМ ТОГО ЖЕ ДНЯ нам выдали противогаз, обычный прорезиненный костюм химзащиты. Затем поступила команда: "Подъем в 5 утра. Самолеты от штопоров в земле не отшвартовывать. "Явление" будет в 7.00. Ровно в 6.45 всем лечь на живот, головой в сторону Иртыша. И что бы там ни случилось, назад не глядеть". Ладно, подошло время - легли. Проходит еще 15 минут, начинают отсчет: "Семь, шесть, пять, четыре, три, два, один, ноль". И как сказали "ноль", мы увидели, как от нас лежащих-то! - появилась тень, такая черная, что аж резало глаза. Как только тень пошла на спад, мы не выдержали, обернулись: огромный шар над горизонтом стоит, по нему молнии зигзагами бегают, и он медленно, светясь и дымясь, красно-коричневый такой поднимается вверх. Все это дело клубится. Громадина страшная! В это время взрывная волна как дала - кто встал, того бросило на землю. Раздался треск и грохот ужасный.
А мне там быть через полчаса, как было указано в боевом расписании. То есть сейчас без малого нужно уже выруливать на взлет. А шар клубится, втягивает в себя свою большую черную ногу. Механик уже отшвартовал самолет. Подъехал дозиметрист. Подхожу к кабине моей "лохматки", а все остекление с правой стороны выбито. Пришлось вместо стекла вставить фанерки. По "газам", и туда.
Подлетаю: ни домов, ничего - одно громадное темно- коричневое лавовое пятно диаметром километров в 30, блестит на солнце, как зеркало. А шар над головой постепенно сносит в сторону китайской границы. (Было такое правило: испытания проводить, лишь когда ветер дует на юго-восток. Китайцы даже шумели по этому поводу.) Топаем через центр пятна. Делаю "бабочку". Внизу кошмар: лишь теперь до меня дошло, что это за "явление". Дозиметрист Володя Белоглазов рядом бурчит: "ВЯЗ зашкаливает...". У прибора 5 диапазонов. Володя дошел до последнего, но все равно зашкаливает. А это был прибор для измерения самых мощных радиоизлучений.
Возвращаемся, вылезаем. Подбегает начальник дозиметристов: "Ну как там?". - "ВЯЗ зашкаливает полностью". У того глаза на лоб полезли: "Не может быть...".
Так и пролетал я 4 года "без свинцовых трусов".
Записал П. ЛУКЬЯНЧЕНКО