В ИЗДАТЕЛЬСТВЕ "Подкова" вышел сборник рассказов "Талан" - результат литературного конкурса "Чудесные истории о деньгах". Председателем его жюри была писательница Татьяна Толстая. Среди полутысячи рукописей оказалось немало текстов, авторы которых - без всяких художественных красот - осуждали и сам конкурс, и жюри, и спонсоров. Почему? Слово - Татьяне ТОЛСТОЙ.
- В РОССИИ все хотят разбогатеть, но не любят разбогатевших. Причем не только запредельно и вызывающе богатых, не только очевидно живущих на неправедные средства, но любого, кто, у всех на глазах тяжко трудясь на незавидной работе, накопил себе денежек и покупает, ест или строит. Не любят, например, челноков, чей труд на редкость безрадостен и опасен: их и грабят, и "кидают", и обворовывают, и турецкое барахлишко их, убогое и само по себе, все норовит выйти из моды, разорив торговца. Только он привез полную фуру тупоносых сапожек "стреч" - ан глядь, барышни носят уже узконосые на шнуровке. Нет, конечно, пока они волокут свои клетчатые сумки, надрываясь под тяжестью груза, или перетаптываются на морозе, их можно и пожалеть. Но как только челнок заработал себе на квартиру, или ремонт, или корову, он сейчас же становится куркулем и жлобом, спекулянтом, нахапавшим вон сколько, напозволявшим себе ишь что.
Новые правила
ТАКАЯ же необъяснимая ненависть охватывает граждан, особенно женщин в шубах, если бабка у метро якобы заламывает цену на квашеную капусту: "Совсем обнаглела!" Совершенно не важно при этом, почем капуста. Важно, что бабка вот прямо на глазах женщины в шубе зарабатывает живые деньги. И с каждой минутой становится все богаче и богаче - это до чего же можно дойти! Вот она уже строит себе дом с башенкой, вот она уже рубит баньку, вот расширяет угодья, вот бабка скупает пахотные земли, вот забил нефтяной фонтан... вот бабка с мигалкой едет в Кремль на совещание к президенту, и расступаются народы, и бабкин кортеж, совершенно обнаглев, переезжает женщину с шубой прямо всеми колесами! А там и контрольный выстрел!
Раздавленная и простреленная, женщина в шубе возмущенно платит за полкило квашеной и направляется домой, где попадет и мужу, и дочке-вертихвостке с ее дурацкой музыкой. А соседи сверху тоже обнаглели и делают ремонт, причем прямо с утра начинают стучать и сверлить так, что голова пухнет! А в метро обнаглели и набились, как сельди в бочке! А на улице обнаглели и ездят сплошным потоком!
Конечно, нас десятилетиями приучали к тому, что самим деньги делать нехорошо, их можно только зарабатывать, то есть получать столько, сколько тебе назначат. Если же человек пытался проявить в этом деле самостоятельность - шить на продажу, например, - то государство набрасывалось, отнимало тряпки и нитки и наказывало. И граждане читали про такие возмутительные случаи в газетах и в общем и целом одобряли. С тех пор прошло, однако, десять лет, мы живем совсем в другом государстве, по другим правилам игры. Новая власть сделала все наоборот: отняла прежние деньги, но отдала тряпки - нате, шейте! Шейте, продавайте, обогащайтесь, взбивайте лапками сметанку! Многие кинулись взбивать, другие - растаскивать, третьи - колдовать и пускать пыль в глаза (тоже ведь бизнес), но четвертые, каковых, к сожалению, много, тратили и тратят душевные силы на неприязнь к тем, кто работает лапками и, как результат, живет все лучше. Единственная категория людей, которой, по моим наблюдениям, прощается обладание сколь угодно огромными деньгами и нахальное, показное хвастовство купленными на эти деньги вещами, - это популярные певцы.
То есть стрекозе можно, а с муравья мы спросим по всей строгости.
Деньги - зло?
ДЕНЬГИ в сознании русского человека - это зло, но при этом зло вожделенное; сознавая, что мы вожделеем дурного, мы стыдимся, убеждаем себя и других, что вовсе мы этих денег не хотим, что это просто так, деваться некуда, а так-то мы ни-ни. Если же наш ближний прямо говорит: "Я хочу заработать", - то мы стыдимся за него: фу, как это он откровенно, разве же так можно! И сейчас же переводим все в моральную плоскость - он хоть и богатый, но неплохой, или же: он богатый, и потому такая гадина. Кошелек воспринимается обществом как вещь интимная, куда более интимная, нежели обнаженное тело и его тайны. Хотя уж какие там тайны остались у бедного тела! Средства массовой информации начисто утратили стыдливость в интимных вопросах; телевидение же, как самое массовое средство, разнуздалось до уровня солдатского борделя; тот же, кто пискнет что-нибудь против, сразу же объявляется ханжой. Наши граждане с удовольствием раздеваются догола и доверчиво посылают малоаппетитные фотографии своих ляжек в газеты - вот если бы они с такой же откровенностью хвастались своими налоговыми декларациями, наперебой демонстрируя честность! Нет, слово "тайна" имеет только один эпитет: "коммерческая".
Очевидно, что это нездорово. Ведь деньги сами по себе не плохи и не хороши, они всего лишь общее мерило. Мне кажется, что все это прекрасно понимают про себя, просто говорить вслух добрые слова "про это", особенно в литературе, разучились.
Почему первая книга рассказов о деньгах и русских предпринимателях называется "Талан"? Это старинное слово тюркского происхождения, означающее "удачу, судьбу, барыш, прибыток", мало кому известно в наши дни и мало кем употребляется правильно. В дореволюционной литературе слово "бесталанный" означало "невезучий", в ХХ же веке стало употребляться как синоним слова "неталантливый". Между тем "талант", то есть "одаренность", происходит от греческого слова, обозначающего меру веса (видимо, серебра), то есть деньги. Зарыть свой талант в землю, по евангельской притче, попросту означает не инвестировать деньги ни в какое дело, не нарастить процентов, не рискнуть капиталом, не пустить в оборот. Можно сказать, что талант - это капитал, а талан - доход, талант - это основа, а талан - счастливое везение. Зарыв талант, не получишь талана.
Употребление слова так далеко отлетело от его первоначального значения, что талант в наши дни противопоставляется деньгам. Деньги, мол, - это низменный и презренный металл, гадкие бумажки, их можно зарабатывать или красть, зато талант - дар, полученный от богов просто так, ни за что, именно что даром. Не в том ли глубочайшая культурная разница между Россией и Западом, что мы ценим подаренное больше, чем заработанное, случайное - больше, чем выстраданное, стрекозу - больше, чем муравья?
Смотрите также:
- Илья Олейников, Юрий Стоянов: "Чем так жить, лучше, не дай бог, умереть" →
- Онегин с Печориным сегодня могли бы только взбзд... →
- ТЕТ-А-ТЕТ. Придет Ширвиндт, и будем хихикать... →