Почему треска дороже мяса

   
   

ЕЩЕ недавно заполярный Мурманск напоминал Клондайк времен золотой лихорадки. Мурманский рыбопромысловый флот обеспечивал более 22% улова рыбы и 24,5% выпуска пищевой продукции в стране. Сейчас причалы опустели, город притих, превратившись в глубокую провинцию.

МОЩНЫЙ флот развалился на мелкие частные фирмы, у которых на балансе 3-4 судна. Каждая такая контора, конечно же, думает о своих прибылях. Из 208 промысловых судов, приписанных к Мурманску, лишь 12 считаются государственными.

Более половины рыбацких судов наладили тесные контакты с 10 норвежскими фирмами, специализирующимися на приемке и обработке белой рыбы - пикши и трески - главным образом с российских судов. Скандинавы покупают сырье на 5-10% дешевле, чем у своих рыбаков. Но эта цена значительно выше той, которую предлагают российские перерабатывающие фирмы.

Плата за стоянку и обслуживание судна в норвежском порту почти в два раза ниже, чем в российском. Выгрузка траулера в Норвегии занимает 5-6 часов. В это время российская команда отдыхает в гостинице вместе с семьями, прибывшими из Мурманска. Подготовку судна к очередному выходу в море ведут норвежские береговые службы.

- У нас же портовые власти встречают тебя, как врага, - рассказывал один наш капитан, который не пожелал назвать свое имя. - Так, получение свидетельства о качестве рыбопродукции задерживает обработку судна в порту на двое-трое суток. Еще сутки-двое теряются при ее оформлении в российской таможне.

Небольшой норвежский городок Киркенес своим процветанием обязан российским рыбакам.

В начале 90-х годов здесь сложилась тяжелая ситуация. Закрылась единственная в округе шахта. Люди остались без работы. Выход появился неожиданно: на местный судоремонтный завод вдруг устремились российские суда. Ремонт здесь дешевле и качественнее, чем в Мурманске.

- Мы очень довольны сотрудничеством с российскими рыбаками, - говорит руководитель отдела планирования и развития местной коммуны Альваро Квамсдал. - Появилось несколько тысяч рабочих мест на судоремонтном заводе.

Хорошо обстоят дела и у норвежских рыбоперерабатывающих фирм.

Правда, их продукция продается в России по цене в 3 раза выше нашей. Рыба теперь дороже мяса. Так, филе трески продается по цене 130 рублей за килограмм, ледяная рыба - 110, копченый палтус - от 190 до 200 рублей. Мясо на рынке - в среднем 110 рублей. В результате потребление рыбы в Мурманске упало с 50 кг на одного человека до 7 кг в год.

Российские рыбопромысловые фирмы, окрыленные коммерческим успехом, не жалея сил и времени, работают на экономику Норвегии.

- До 70% промысловых судов изношены, - говорит Анатолий Евенко, председатель комитета по рыбохозяйственному комплексу мурманской областной администрации. - Если и дальше так будет эксплуатироваться флот, то к 2010 г. его добьют окончательно.

На карту поставлена судьба 100 тысяч человек, занятых в рыбном хозяйстве области.

Есть идея создать государственный территориальный департамент рыбного хозяйства Северного бассейна, поддержанная президентом В. Путиным. А решения правительства нет.

Смотрите также: