Примерное время чтения: 6 минут
147

Как рыба уплывает налево

РОССИЯ может остаться без рыбы. Уже сейчас браконьеры обкрадывают страну на миллиарды долларов, вывозя за рубеж миллионы тонн морепродуктов. О разграблении некогда процветавшей рыбной отрасли рассказывает депутат Государственной думы Борис РЕЗНИК.

- БОРИС Львович, первый вопрос: вы не боитесь?

- Есть вещи, которые нельзя замалчивать. Ежегодно в экономической зоне России выгребается более четырех миллионов тонн ее рыбных ресурсов на сумму до 3 миллиардов долларов. 1 млн. тонн - легальный, остальные три - чистой воды браконьерство. Пять лет назад президент Ельцин отправил специальную комиссию во главе с руководителем Контрольного управления своей администрации Владимиром Путиным на Дальний Восток. Он сделал что мог: в полном составе была расформирована коллегия Госкомрыболовства, налажен космический мониторинг российских судов и контроль за рыбаками доверили пограничникам.

- Раз президент в курсе проблемы, порядок в отрасли должен быть наведен?

- Я как депутат встречался с В. Путиным, когда он был премьер-министром. Он мне сказал: "Знали бы вы, чего мне стоило расформирование коллегии Госкомрыболовства. Я дважды составлял проект документа, и его дважды теряли в секретариате президента. Только когда передал бумагу в руки Ельцину, решение состоялось". Теперь В. Путин сам стал президентом, но многое ли поменялось? Его полномочный представитель на Дальнем Востоке Пуликовский пишет письмо с критикой Госкомрыболовства и с конкретными предложениями. Путин был с ними ознакомлен и наложил резолюцию: "С предложениями согласен. Организуйте исполнение". Не исполнили...

Тогда Путин дал поручение своему контрольному управлению, Счетной палате, Рушайло. На Дальний Восток приехали серьезные люди из УБЭПа, ФСБ.

- Вы верите, что расследование будет беспристрастным?

- В обороте у мафии фантастические деньги. За издание одного приказа в Госкомрыболовстве было заплачено один миллион 600 тысяч долларов. В этом признался на суде в Великобритании Юрий Диденко, президент "Дальморепродукта".

- Это коррупция на столичном уровне. А пограничники куда смотрят?

- В сторону. Только в двух портах Сахалина - в Холмском рыбном порту и Невельском зарегистрировано 65 маломерных "лодок-казанок". На самом деле это отлично оснащенные быстроходные шхуны. Всего, по данным сыщиков, у берегов Дальнего Востока ходит 300-350 таких "лодчонок". Именно они вылавливают до 30% всей браконьерской рыбы. А пограничники до сих пор ни разу "не заметили", что перед ними не "казанка", а современное судно. Для расследования этой истории с якобы маломерными судами должна была быть собрана специальная межведомственная комиссия. Но по чисто формальной причине в ее создании было отказано. А в это время начальник Главного управления госинспекции маломерных судов из Минприроды мгновенно увольняется, прячут концы на Сахалине, Камчатке, Курилах.

В сетях мафии

ЧАСТО бывает, что пограничники прямо сотрудничают с мафией. По правилам на каждом иностранном судне на все время промысла в наших водах должен находиться госинспектор пограничной службы - чтобы ни один рыбий хвост не попал бесплатно в чужие сети. И вот недавний случай. Проверка остановила японское судно. На борту, судя по документам, должно было быть 156 тонн малоценного кальмара. На деле кальмаров была всего одна тонна, а остальное - ценные породы рыб. Наш погранец на борту этого "не заметил".

Неудивительно, что место инспектора стоит умопомрачительную сумму. Инспектора и так получают немало - до 100 долл. только командировочных за день путины. Но реально за сезон они наваривают до 200 тысяч долл. Есть такой генерал-лейтенант Лисинский, начальник Северо-Восточного регионального управления ФПС. У меня имеется пачка распоряжений за его подписью, где он разрешает разным российским судам "в порядке исключения" осуществлять перегруз рыбы на иностранные суда без инспектора.

- А что криминального в перегрузе?

- Часто бывает так: сходятся суда борт в борт прямо в открытом море. Перегрузили крабов, ценные породы рыб, получили наличку - чемоданы валюты - и все, никто ничего не узнает. Еще способ заработать и не поделиться с государством - зайти в иностранный порт, но не отразить это в судовом журнале. Заводят их два - один настоящий, другой для отчета. Настоящие тщательно прячут. На Сахалине лов рыбы полностью под крышей преступных группировок. Имена воров в законе - не тайна. Там был такой Джем и еще двое, смотрящие за территорией, - Ева и Урод. Они были "крышей" или владельцами многих рыболовецких фирм. Однажды в Сиэтле (США) сотрудник нашего генконсульства показал мне роскошные виллы: "Здесь обустроились российские рыбаки". Кстати, поселились "рыбаки" по соседству с Биллом Гейтсом. "Работать на рыбе" в нашей стране - значит, быть "упакованным" на всю жизнь...

"Японский городовой"

ЧТО ДУМАЮТ по поводу вышесказанного в Госкомрыболовстве? Факт расхищения рыбных ресурсов глава Госкомрыболовства Евгений НАЗДРАТЕНКО не отрицает... За его спиной - огромный монитор. С его помощью Национальный центр системы мониторинга и связи отслеживает перемещение всех рыболовных судов.

"Наша уникальная система контроля многократно засекала заход российских судов в иностранные порты под разгрузку, - говорит Евгений Иванович, - и, представьте себе, этот мониторинг чиновники из Минприроды объявили незаконным".

Попробуй наведи порядок в том же Охотском море, когда одновременно работают 400-500 судов. Периодически в ведомство Наздратенко поступают странные телеграммы. Например: Камчатская Морская инспекция (подразделение Минприроды, которое должно отслеживать сохранность рыбных ресурсов) просит Госкомрыболовство не давать данные спутникового позицирования арендованных инспекцией судов.

"Такая странная просьба становится понятной, - объясняет Наздратенко, - в свете документа, который я получил из посольства РФ в Японии: "Судно "Апшерон", арендованное сахалинской морской инспекцией, с января по март этого года заходило в японский порт Вакканай 9 раз и выгрузило японцам камчатского краба на сумму 1 млн. 400 тыс. долл.". Минприродой арендовано более десятка судов, промышляющих в Охотском море. Интересно, в курсе ли министр природных ресурсов Артюхов?"

На наш запрос Министерство природных ресурсов РФ сообщило, "что судно "Апшерон" в иностранные порты не заходило". Более того, МПР России в сентябре 2002 г. запретило аренду специализированных судов рыбного флота для патрулирования. Что касается отраслевой системы мониторинга, то МПР РФ против ее финансирования из бюджета...

"Высока цена десятилетней работы только 14 супертраулеров испанской постройки. Один такой монстр способен за сутки "выбрать" и переработать более 400 тонн минтая. Ежегодные доходы его владельца - 50 млн. долл. Бывшие государственными, эти траулеры стали на 100% частными и принадлежат сейчас иностранным гражданам.

С нынешнего года уже запрещен промысел минтая иностранным судам в Охотском море, Госкомрыболовство намеревается ввести аналогичные меры в Беринговом море.

Не в силах проконтролировать улов, наше государство стало продавать квоты. Цены на аукционах "вздуваются" - лов становится невыгодным.

Очевидно, - говорит Евгений Наздратенко, - что квота, приобретенная на аукционе, становится просто "проходным билетом" в море. А рентабельность лова достигается посредством браконьерских переловов. За всеми покупателями стоит иностранный капитал или криминал".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно