ПРИЧАЛ мурманского морвокзала, по которому президентский кортеж подъехал к теплоходу "Поларис", из-за "критических дефектов" был признан условно пригодным к работе ещё в прошлом году.
"ПОЛАРИС", на совесть и не без роскоши построенный в 68-м году в Дании, выглядел рядом с неприглядной пристанью чужим. Как похвастался капитан, некоторое время назад на борту даже снимали эпизод одного из выходящих в прокат российских блокбастеров: в кают-компании совещались захватившие корабль террористы. Теперь их место заняли высокие гости, а экскурсию по акватории порта провёл лично губернатор области Ю. Евдокимов.
Экскурсия закончилась у причальной стенки атомных ледоколов. "А это не ледокол, - на всякий случай просветил первый вице-премьер С. Иванов главу РЖД В. Якунина, кивнув в сторону стоящего тут же авианесущего крейсера "Адмирал флота Кузнецов". "Да как скажете", - без морской романтики в голосе согласился главный железнодорожник. Не до романтики было и тогда, когда члены Госсовета и Морской коллегии при Правительстве РФ оккупировали для заседания кают-компанию недавно спущенного на воду атомного ледокола "50 лет Победы".
Сегодня на российском грузопотоке жируют все, кроме самой России, которая продолжает терять гордое имя морской державы. Как известно, 90% новых кораблей наши компании заказывают на чужих верфях. Под российским флагом перевозится только 5% отечественных грузов. Всё большая часть этих грузов вообще минует наши порты. Так, по словам В. Якунина, из 40 млн. тонн угля, уходящего на экспорт, 20 млн. тонн железнодорожники по заказу владельцев возят в чужие порты на Балтике. Выяснилась и пикантная подробность. Один из этих портов - эстонский Силламяэ. Его главные акционеры - некие российские граждане, в отношении которых на родине ведётся следствие, из-за чего эти граждане попросили убежища в Великобритании. Фамилий, впрочем, никто называть не стал.
Чтобы к 2020 году по крайней мере 50% российских грузов перевозилось из российских портов кораблями под российским же флагом, рабочая группа Госсовета предложила программу строительства 350 судов общей грузоподъёмностью 9 млн. тонн, на что потребуется 640 млрд. руб. Не исключено, что перевозчикам помогут сделать выбор, законом обязав часть грузов возить только российскими судами.
Чиновники из Минэкономразвития, Минфина и Минтранса пообещали: до окончания весенней сессии Госдумы они наконец внесут в парламент горемычный, разрабатывавшийся несколько лет проект закона об особых портовых экономических зонах. Но, по словам С. Иванова, проект предлагает снижение налога на прибыль с 24 до 15%. А в том же Силламяэ налог и на прибыль, и на имущество, и таможенные сборы - 0%. А значит, чтобы оставить чужие порты на Балтике без российских грузов, чиновникам придётся ещё покорпеть.
По словам В. Путина, главная поддержка должна быть оказана тем портам (из 62 российских), которые встроены в перспективные транспортные коридоры. Это в том числе порты Владивостока, Новороссийска, Мурманска и Ленинградской области.