Новый ракетный щит

   
   

ПОДПИСАННЫЙ В. Путиным и Дж. Бушем договор о сокращении ядерных потенциалов до 2012 г. вызвал противоречивую реакцию в России. Лидеры левой оппозиции, например, утверждают, что зафиксированный в договоре уровень в 1700 - 2200 зарядов недостаточен для сохранения обороноспособности России. Мол, это как раз "порог пробиваемости" создаваемой американской НПРО - именно столько ракет она сможет перехватить. Так ли это? И существует ли альтернатива ядерному оружию? За разъяснениями мы обратились к директору Института проблем международной безопасности РАН Андрею КОКОШИНУ.

1700 БОЕЗАРЯДОВ - это еще очень много. У Китая, например, всего 16-18 зарядов на стратегических носителях. И этим обеспечивается сдерживание США. Намного меньше российского и ядерный потенциал Великобритании и Франции. На самом деле удерживать более высокий уровень - 2500-3000 зарядов - мы не сможем по экономическим причинам. Поэтому взаимное снижение потенциалов нам выгодно. Могло получиться хуже: у России к 2012 г. без всякого договора остались бы те же 1700 боеспособных зарядов, а у США - 3500-4000, если не больше.

Что же касается возможностей американской ПРО - не надо их переоценивать. Отбить 1700 боеголовок никакой противоракетный "зонтик" пока не может. Понадобится спрятать всю Америку не под "зонтик", а в блиндаж с шестью накатами из железобетона. Американцы провели лишь несколько удачных перехватов одиночных ракет. На самом деле никто и никогда не будет знать наверняка, как работает целая система ПРО или система стратегических наступательных вооружений. При попытке это проверить может просто не остаться тех, кто должен оценить эффективность их применения. Поэтому и ПРО, и СНВ - во многом виртуальные, психологические понятия, козыри в глобальной политической игре.

На мой взгляд, России нужно наряду с ядерным развивать систему "предъядерного" стратегического сдерживания. Прежде всего, это обычное высокоточное оружие большой дальности. По своим ударным возможностям оно вполне сопоставимо с маломощным ядерным оружием, но не вызывает катастрофических побочных эффектов - радиоактивного заражения местности и массового поражения населения.

Только Россия и США обладают технологиями производства таких крылатых ракет большой дальности (свыше 2000 км), глобальными системами космической навигации. Даже французы пока не могут их сделать. Потому что эти технологии намного сложнее, чем у баллистических ракет. Новейшее поколение российских крылатых ракет практически неуязвимо для существующих систем перехвата. Но технологические разработки в этой области надо продолжать - за ними будущее.

Смотрите также: