ОН СЫГРАЛ множество ролей, но народу больше всего полюбился его доктор Ватсон. Виталий Соломин многие годы был кумиром миллионов. Он преподавал во ВГИКе, играл в Малом театре, ставил собственные антрепризы. Его увезли в больницу прямо со сцены - Виталий Мефодьевич не смог довести до конца спектакль "Свадьба Кречинского", в котором был и режиссером, и исполнителем главной роли. Это интервью было записано во время приезда Соломина в Санкт-Петербург незадолго до его болезни. И оказалось последним...
- АКТРИСЫ, которые когда-либо играли в ваших спектаклях, говорят, что хотят и дальше работать только с вами. Виталий Мефодьевич, чем вы их покоряете?
- Лаской беру, подкармливаю. (Смеется.) А вообще, надо любить тех, с кем работаешь. Знаете, однажды Малый театр был приглашен в ЦК партии. Ильинский вышел басню читать, да такую убойную, столько в ней оказалось подтекстов... Они там только хлопали глазами и не могли поверить, что Ильинский осмелился это читать. А тот начал свое выступление с фразы "Я люблю чиновников, которые меня любят". Теперь вам все понятно?
- Мы частенько видим вас в сериалах. На вас пошла "сериальная мода"?
- Просто другого кино у нас нет, но я соглашаюсь не на все предложения. Совсем-то исчезать нельзя - забудут. Но роли мои все вполне достойные. Другое дело, что это все не Чехов и даже не Конан Дойль.
- Чеховых в наше время как-то не рождается?
- Нет, это не так. У нас есть замечательные драматурги - мой друг Володя Орлов, потрясающий писатель. "Альтист Данилов" принес ему известность, потом был "Аптекарь" и так далее. Другое дело, что ему за роман платят две тысячи долларов, на них потом живет несколько лет. И за это в будущем всем будет очень стыдно. Но у нас ведь и Чехову мало платили, и он все время про деньги думал, где бы заработать, чтобы семью содержать.
Это, в общем-то, бандитизм какой-то. Сегодня у нас процветают одни детективы и эротические романы. Если посмотреть на книжные прилавки, получается какая-то страна уродов. И игры по телевидению все для недоразвитых детей. Козе понятно, что мы заигрались, но это кому-то очень выгодно, как в свое время было выгодно, чтобы в стране существовал дефицит. Теперь люди занялись другим - играют. А тем, кто наверху, это и на руку - пусть чем угодно занимаются, лишь бы снова к Белому дому не пошли.
- Как заманить народ на классику, если мозги уже забиты низкопробной продукцией?
- В Америке, к примеру, уже нет классики, в основном идет туповатый увеселительный репертуар. Они сперва успешно забили мозги всякой ерундой, а вот теперь пугалки для себя снимают. Им все скучно было, войны не было, вот им арабы и устроили...
И кого мы в основном видим среди американцев? Толстые тупые люди, зацикленные только на себе, - сплошные Пер Гюнты. И когда чужаки приезжают, те же русские, они их еще и с гонором встречают. А сами, кроме хороших декораций - чтобы на сцене стоял настоящий кран с водой, натуральный, без малейшей фантазии, - ничего придумать не могут. Там у них XVIII век по сравнению с нашим театром.
- Возможно сломить эту стену сытой глупости?
- У Чехова в "Иванове" есть фраза, на которую, по-моему, никто не обращает внимания. В последнем монологе он говорит: "Нас мало, а работы много, Боже, как много..." В общем, то, что нужно сделать, в одиночку провернуть невозможно, а тех, кто мог бы это сделать, еще и гнобят...
- Неоптимистично как-то...
- А вы как хотите - опять собраться, самим обмануться очередной ерундой? Снова бесконечное "ха-ха-ха"... А дальше что?..
Смотрите также:
- А. Ширвиндт. Почему нельзя "сниматься в прокладках, перхоти и пиве" →
- Смех в эпоху реформ →
- Его номер 13-й →