"АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ" начинают публикацию серии эксклюзивных материалов по результатам расследования "КОРРУПЦИЯ В РОССИИ". Исследование в течение двух лет проводилось Фондом "Информатика для демократии" (ИНДЕМ) при поддержке Всемирного банка и правительства Дании. Редакция намерена придать гласности уникальные факты и цифры, раскрывающие угрожающие масштабы коррупции среди политиков, депутатов, в бизнесе, в органах исполнительной, судебной власти, в правоохранительных органах.
По окончании серии публикаций будет организован "круглый стол" с участием известных политиков, социологов и экономистов. Подведены итоги дискуссии и предложены рекомендации для проведения антикоррупционной политики. Надеемся, что они будут услышаны в администрации Президента России и в правительстве.
Бюрократия вечна
В РОССИИ давно утвердилось мнение, что коррупция вечна, поскольку вечны чиновник и бюрократия. Коррупция существовала и в царской империи, и в советское время. Однако в условиях жесткого контроля, повального доносительства и страха перед "органами" советские чиновники и партаппаратчики хапали достаточно скромно, в соответствии с номенклатурной "табелью о рангах". Государство помимо зарплаты "откатывало" им за лояльность и молчание, но главным образом натурой: дачи, служебные автомашины, престижные квартиры, продовольственные пайки, курортные путевки, поездки за границу, возможность пропихнуть своих отроков в престижный вуз или устроить на работу "за бугор". Фактически это была система "кормления" высшего чиновничества, в преобразованном виде унаследованная с екатерининских времен. Но поскольку в СССР делить из собственности было нечего (все забрало государство), то и масштабы коррупции были весьма скромны.
Не подмажешь - не поедешь
КОРРУПЦИОННЫЕ шлюзы широко распахнулись в 1991 - 1992 гг. с началом "дикой приватизации" и "большого хапка". Коррупционному разложению нарождавшегося класса собственников и политической элиты способствовало на первом этапе создание совместных предприятий, ослабление контроля за экспортом, крах советской финансовой системы, обилие смешанных (частногосударственных) форм собственности, запутанная система налогообложения. Но прежде всего - колоссальные масштабы перераспределения собственности и уход значительных сегментов экономики в тень.
Первоначальный российский капитал не был заработан или нажит. Он был полностью сформирован из государственной собственности, из бюджетных средств и прав на обслуживание этих средств. Коррупция создавала свои сети на основе существующих государственных структур.
Этому способствовало и то, что высокая госслужба перестала "кормить". Зарплаты и социальные гарантии чиновников рухнули, пенсии девальвировались. Исчез страх.
Единственная "оптимистическая" нота, которую можно извлечь из периода "генезиса" коррупции, состоит в том, что, по мнению экспертов, в переходный период коррупция сыграла роль смазки, облегчавшей трудный переход от административно-командной системы к новому экономическому укладу. Разумеется, это лишь частичное объяснение, а не оправдание. Но сопротивление партийно-хозяйственно-чиновничьего аппарата и красных директоров при переходе к рынку было столь велико, что смягчить его могли только "зелененькие".
"Великолепная семерка"
ВОЗНИК еще один новаторский способ коррупционного обогащения - покупка государственных должностей, имеющих "потенциал" взятки в крупном масштабе. Особенно котировались (и котируются до сих пор) должности "заместителей министров" и руководителей госкомитетов, имеющих право разрешающей подписи. Ставки - от 100 тыс. долл. и выше. Эксперты выделили "великолепную семерку", в которую входят министерства и ведомства, имеющие выход на самые хлебные виды "коррупционных услуг": приватизация, лицензии и квоты на экспорт, бюджетные трансферы, налоговые зачеты, обслуживание бюджетных счетов, разрешение на бартер и натуральные зачеты в регионах, налоги и таможенные платежи, банковская сфера.
Грехи, порожденные в центре, быстро расползлись по регионам и особенно сильно поразили субъекты Федерации. При этом характерно, что уровень коррупции выше в дотационных, чем в донорских регионах. Однако масштаб самих коррупционных сделок все-таки выше в богатых регионах, особенно в регионах с большой экспортной составляющей: нефтяных, газовых, "алмазных", металлургических, производящих химические удобрения.
Сколько стоит чиновник?
ЧИНОВНИК берет за "проведение схемки" 10% от суммы сделки. В зависимости от масштаба сделки современный Акакий Акакиевич может купить авто, построить дачу или квартиру, а при особо крупной афере разом обеспечить себя на всю жизнь. Однако это лишь самая "невинная" часть айсберга лихоимства. Коррупция на "высшем уровне" позволяет проводить финансовые аферы, которые наносят стране ущерб, ставящий под угрозу национальную безопасность. Эксперты утверждают, что вывоз капиталов в крупном масштабе в большинстве случаев осуществлен путем подкупа высших должностных лиц. А это 20-25 миллиардов долларов в год. Уход от налогов с выплатой взяток налоговым стражам оценивается в 25% от ВВП.
Несмотря на трудности выявления масштабов коррупции (57% опрошенных бизнесменов либо соврали, что не давали взяток, либо ушли от прямого ответа), исследователям удалось надежно установить, что доля взяткодателей среди бизнесменов превышает 80%. Иными словами, бизнес в России без взятки практически не идет. Общая сумма взяток, выплачиваемых российскими предпринимателями чиновникам, составляет, по минимальным оценкам, 33,5 млрд. долл. в год. Это лишь немного меньше доходной части федерального бюджета на 2001 год.
Кто жаднее?
БОЛЬШЕ всего дерут с предпринимателей на муниципальном уровне. Особенно в больших городах, где сосредоточены крупные и средние компании и банки. Муниципалы "держат" три четверти рынка коррупционных услуг. За ними идут регионы - 20% рынка. Замыкает "призовую тройку" федеральная власть с "жалкими" 5%. Но так называемая "верхушечная коррупция" при сравнительной скромности количества коррупционных схем берет реванш масштабностью "отката". Ведь при особо крупных фаворах, которые может дать только центральная власть, даже 1 или 2% побора приносят миллионы.
Лидирует на рынке коррупции исполнительная власть. На ее долю приходится почти 99% от общего объема. Законодательной и судебной властям достаются крохи - соответственно 0,17 и 0,86%. Однако не стоит заблуждаться: эти "огрызки" приносят депутатам и судьям крупные барыши.
Редакция "Аргументов и фактов" благодарит руководителя Фонда Георгия САТАРОВА за предоставленные материалы и консультации.
Продолжение темы читайте в следующем номере.
Смотрите также:
- Советник президента А. Илларионов: "Кампания против бизнеса - это кампания против России" →
- Чем взошло семя ваучера →
- Куда идет Россия? →